«ЩИПАЧИ» НА МАРШРУТАХ
Не новость, что в кызылординских автобусах и «маршрутках» работают «щипачи». Карманные воришки так ловко орудуют, что заметить пропажу кошелька, сотового телефона или золотых украшений сразу невозможно.
Вот и я на собственном примере убедилась в этом. На днях ехала в «Газели», народу в ней было относительно немного. Идти в конец салона не хотелось, остановилась в середине. Ехать до работы всего пару остановок, поэтому ни о чем плохом не думала. Каково же было мое удивление, когда, выйдя из «маршрутки», обнаружила, что замок моей сумки открыт, а кошелька в ней нет. Хотела обратиться в полицию, но знакомые отговорили, сказав, что «щипача» все равно не найдут.
Руководитель отдела криминальной полиции УВД г. Кызылорды Азиз Шагиров говорит, что это ошибочное мнение.
– В нашей базе сегодня имеется информация на 40 карманных воришек, которые орудуют в областном центре, – сказал он. – Наши оперативные работники знают каждого из них, на каких маршрутах они «работают», поэтому вычислить нетрудно. Естественно, потерпевший должен оперативно обратиться в правоохранительные органы, описать примерные приметы воришки, а дальше будут работать наши опера.
Но несмотря на то, что полицейские делают немало для профилактики карманных краж, их не становится меньше. Более того, число постоянно растет. К примеру, за 9 месяцев нынешнего года было совершено 144 кражи, что на 30 больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По мнению полицейских, основной причиной того, что в общественном автотранспорте увеличилось число краж, являются переполненные салоны. Водители «маршруток» вместимостью 13 человек втискивают в салоны значительно больше людей. Этим-то и пользуются карманники. В давке они незаметно вытаскивают любую ценную вещь, которая имеется в сумке у пассажира.
Облегчают работу воришек и молодые парни, которые хранят свои деньги и сотки в заднем кармане брюк. Некоторые выстав- ляют свои дорогие сотки напоказ, не скрывая их. А потом удивляются, почему украли именно у них.
Азиз Шагиров говорит, что в «маршрутке», если человек не хочет быть обворованным, нужно соблюдать меры предосторожности. Девушкам полицейский советует держать сумочки перед собой, крепко сжимая ее одной рукой. То же самое и парням, которые носят барсетки. Бояться «щипачей» не надо. Это раньше вор мог «пырнуть» жертву перочинным ножиком, если его поймали в момент кражи, или прыснуть газом из баллончика в лицо, сейчас таких фактов не зафиксировано. Обычно карманник сразу возвращает сворованное, и старается быстрее убежать.
Для профилактики карманных краж создаются мобильные группы, которые дежурят на остановках в час пик и по ориентировке вылавливают щипачей. Кроме того, еженедельно сотрудники отдела криминальной полиции встречаются с бригадирами «маршруток», показывают им фотографии «щипачей», проводят беседу, чтобы те не брали лишних пассажиров, установили в салонах видеокамеры, но пока, к сожалению, хозяева «маршруток» не очень прислушиваются к таким советам.
В этом отношении примером для других может стать рынок «Мирас». Здесь, как и полагается, имеются камеры видеонаблюдения, хорошие охранники, потому не бывает краж, в отличие от рынка «Жайна» и нового базара, где периодически происходят карманные кражи.
А. Шагиров говорит, что сейчас «щипачами» работают не только парни, но и девушки, пожилые люди. Не так давно полицейские задержали на одном из рынков областного центра молодую девушку, которая промышляла тем, что воровала сумочки и кошельки у зазевавшихся представительниц прекрасного пола.
Часто люди сами виноваты в том, что становятся жертвами воришек. Немало молодых людей оставляют дорогие сотки, портмоне на видном месте. Например, в спорткомплексе «Евразия» юноши и девушки спокойно оставляют их в раздевалке, то же самое можно наблюдать в кафе, когда молодежь бросает дорогую вещь на столе, чтобы отлучиться… на минутку по своим делам. Этим и пользуются карманники.
И последнее. В УВД действуют телефоны доверия: 27-07-01, 29-75-01 и 29-75-07. Позвонив по ним, человек может передать полицейским ценную информацию по тому или иному преступлению и не бояться за свою жизнь, анонимность гарантируется. А за наиболее ценную информацию полагается вознаграждение, которое варьируется от 10 тысяч до 200 тысяч тенге.