«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».
А. Барбюс.
Алия КУШКИНБАЕВА,
директор школы-лицея № 5 им. И. В. Панфилова
Ни у кого не вызывает сомнения, что процесс цивилизации зависит от школьного образования. Самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее Казахстана связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев поставил задачу о развитии человеческих ресурсов: «Физические и интеллектуальные способности казахстанцев в условиях глобализации и ужесточения мировой конкуренции являются ключевыми факторами успеха наших планов, конкурентоспособности экономики страны и ее выживания в современных условиях».
Под влиянием требований жизни меняются цели и принципы обучения. Приоритет для нынешней казахстан¬ской системы образования – развитие индивидуальных творческих способностей учащихся и подготовка к реальной жизни. В этих условиях учебно-воспитательный процесс нужно организовать таким образом, чтобы дети не потеряли интерес к обучению.
Государство требует от школы личности, которая должна самореализоваться. Учитель должен управлять учеником, направляя его деятельность согласно его запросам. Это человек, который с помощью современных технологий учит добывать знания и применять их в реальной жизни.
Следуя Доктрине партии «Нур Отан», «система образования должна давать высокий уровень знаний и умение использовать их в условиях рыночной экономики, знания должны соответствовать потребностям и мотивациям граждан в непрерывном обучении. Политика занятости должна строиться на принципе активизации рынка труда и повышения мобильности трудовых ресурсов. При этом основным социальным лифтом должны быть профессионализм и справедливая конкуренция».
Ключом в раскрытии показателя умственных способностей учащихся может стать работа в сотрудничестве учителя и учащихся. Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей сути, а, следовательно, педагогична. Всякий раз, когда вместе с учащимися ищешь оригинальное решение, руководствуешься девизом Сократа: « Я знаю, что я ничего не знаю». Учитель только тогда может называться этим высоким зва¬нием, когда он сам учится, не прерывая этот процесс никогда. Вот это и важно – самому учиться, самому гореть и воспламенять других. Если человек учится только для себя, он совершенно бесполезен для эволюции человечества. Но если познания передаются другим, то, чем больше отдаёшь, тем богаче становишься. И ценность таких людей очень высока. Учитель призван отдавать.
Работа с детьми ставит перед учителем немало специфических проблем: умение стимулировать творческие способности учащихся, модулировать учебные программы, приобретать теоретические знания и практический опыт.
Руководствуясь новыми подходами в обучении, учителя школы-лицея №5 добиваются высоких результатов в работе, стараются сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Показателем творческого союза учителя и ученика являются достижения учащихся.
Ученики школы-лицея № 5 им. И. В. Панфилова являются победителями международных, республиканских, областных и городских предметных олимпиад, научных проектов, интеллектуальных конкурсов и тематических мероприятий. Дипломанты Всероссийского конкурса «Познание и творчество» вошли в книгу достижений «Ими гордится Россия».
В школе создан клуб «Юный биолог», участники которого на протяжении нескольких лет являются победителями республиканских конкурсов по изучению окружающей среды. В прошлом году членам клуба присвоено высокое звание «Лучшая команда Казахстана».
Также ученики школы-лицея являются призерами физико-математического конкурса Санкт-Петербургской Академии имени Н. Гумилева.
Выпускники школы становятся обладателями государственных грантов, студентами Назарбаев-университета, грамотными специалистами и профессионалами своего дела.
Большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения вносят учителя-новаторы, учителя-наставники, учителя-сподвижники. Обладателями гранта акима Кызылординской области К. Кушербаева в 1 миллион тенге стали трое учителей школы-лицея №5: К. Аплатинова, Т. Зеленкова, Ж.Фазылова. За высокие достижения в работе отмечены денежными премиями областного и городского департаментов образования учителя высшей категории Г.Садыкова и Р.Кузембаева.
Преподаватели школы демонстрируют уровень своего мастерства, показывая панорамные и открытые уроки в различных педагогических конкурсах, проводят уроки в режиме он-лайн, делятся накопленным опытом на страницах методических газет и журналов.
Школа-лицей №5 по праву является одной из лучших школ города. Основными приоритетами работы школы стали следующие принципы: тесное сотрудничество учителя и ученика, творческий подход к обучению, внедрение инновационных методик, технологизация учебного процесса, создание условий для развития одаренной личности.