Игорь ТИТЕНОК
Когда занимаешься каким-то делом, то приобретаемый опыт, знания упрощают работу, доводят её до автоматизма, и тогда ты становишься мастером. Такая схема справедлива почти для всех специальностей, но только не для фотографии. Здесь опыт и знание постоянно увеличивают вариантность исполнения работы. Получается, что начинающий фотограф довольствуется одним-двумя нажатием на кнопку, спускающую затвор, а мастер бьется над кадром часами, иногда сутками, а бывает, к сюжету возвращается через годы.
Андрей Тайгунов к фотоделу приобщаться начал еще во втором классе. Его дедушка известный в свое время в Кызылорде фотограф Иван Ким (работал сначала в фотографии возле бывшего ресторана «Сырдарья», а потом на «Чапайке»), эту же профессию избрали его дяди и родной брат Юрий – главный наставник, так что пацану было у кого учиться этому ремеслу. Андрею повезло, что периода любительства он практически не знал. В руках сразу оказалась хорошая и реально профессиональная камера ФЭД-3. Если этот пленочный аппарат сравнивать с современными цифровыми, то поймешь, что работать на нем мог только подготовленный человек. На камере все параметры задавались фотографом: светочувствительность определялась подбором пленки, освещенность измерялась экспонометром, а уже исходя из этого и сюжета вы- ставлялись диафрагма, выдержка. Другими словами, каждый кадр требовал расчетов. Практически все цифровые камеры оставили параметры ручной настройки, но в то же время опросы их производителей говорят, что только каждый сотый обладатель цифрового фотоаппарата ими пользуется. Остальные снимают на автомате. Андрей из числа того одного процента, кто с камерой работает как скрипач – постоянно перебирая пальцами струны-кнопки управления аппаратом. Это сложно, но в качестве бонуса ты получаешь кадр, который выстроился у тебя в голове, а не тот, что предложит компьютер камеры.
Уже более десяти лет Андрей Тайгунов работает специалистом по связям с общественностью в компании «ПетроКазахстан». В этой должности фотография для него, так сказать, прикладной жанр. И хотя в его трудовой книжке фотография сейчас как профессия не значится, но именно ее он считает главным делом своей жизни.
Работа фотографа со стороны не кажется сложной или тем более тяжелой, но стоит побывать в «шкуре» фотографа или внимательно понаблюдать, как он это делает, и станет ясно, что кадры в том числе и потом добываются.
Была у нас с Андреем командировка в Китай. Для меня познавательно-туристическая, для него - рабочая. Утром наша делегация отправлялась в поход по намеченному маршруту. Было жарко и влажно, потому все одевались по минимуму, и только Андрей надевал под футболку майку и еще одну брал в запас. Продвигаясь, например, по нефтеперерабатывающему комплексу, мы не спеша проходили два-три километра, Андрей, постоянно меняя точки съемки, за это время успевал намотать все десять. Причем с рюкзаком килограммов на десять. Через час другой, улучив момент, он менял мокрую от пота майку на сухую. Это нормальный режим работы для профессионала. А еще нормально лежать на земле, когда все стоят, гулять по крышам, не дышать, когда снимаешь пугливую птичку…
Кстати, о птичках. Природа с её пейзажами, птичками, зверями, насекомыми – вот что больше всего по душе снимать Андрею. За такими кадрами он готов ехать к черту на кулички, идти, ползти и часами, затаив дыхание, ждать момента истины. И когда он наступает, получается фотография, в которой есть настроение, сюжет, игра цвета и света, объем и авторское отношение к герою снимка, даже если это просто муха.
Подборку фотозарисовок Андрея Тайгунова смотрите на нашем сайте: www.old.kzvesti.kz.