ВОЛОКИТА БИЗНЕСУ ПОМЕХА
Казыбек БОТАЕВ
В Кызылорде под председательством акима области Крымбека Кушербаева состоялось заседание областного совета по развитию предпринимательства, на котором был обсужден проект региональной Дорожной карты развития малого и среднего бизнеса.
По словам исполняющей обязанности руководителя областного управления предпринимательства и туризма Курманкуль Даткабековой, в ходе предварительного обсуждения был сокращен ряд пунктов. В итоге проект, представленный на заседании совета, состоит из 16 основных пунктов.
Прежде всего, в проект Дорожной карты был включен пункт о формировании базы субъектов малого и среднего бизнеса области по отдельным отраслям. Кроме того, включены такие пункты, как проведение семинаров-тренингов для акимов аульных округов по разъяснению условий государственных программ, направленных на оказание поддержки малому и среднему бизнесу.
По словам заместителя акима области Галыма Амреева, в ходе обсуждения проекта не раз проводились встречи с членами совета, которые вносили свои поправки. Тем не менее, документом не охвачены полностью все сферы экономики. И поэтому планируется дополнить его с учетом таких обстоятельств, как создание в ближайшее время Национальной палаты предпринимателей, подведение итогов деятельности рабочей группы на строительстве международного транзитного автокоридора «Западная Европа-Западный Китай» и других. Такое предложение поддержали все члены совета.
Аким области внес предложение уже сейчас начать работу в рамках Дорожной карты, а изменения вносить по ходу процесса. В этом случае не будет теряться драгоценное время. В ноябре на очередном заседании совета по каждому из шестнадцати пунктов отчитаются руководители предприятий и государственных органов, ответственные за свои сферы.
Свои предложения внесли и кызыл-ординские предприниматели – члены совета. Директор ТОО «Раим» Ерлан Раимов остановился на проблемах, тормозящих развитие бизнеса. Одна из наиболее острых – оформление документов. По словам бизнесмена, на это уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. Нужно пройти массу инстанций, получить кучу справок, разрешений и других документов. Бизнесмен предложил внедрить электронное оформление документов. Такой опыт уже есть и необходимо расширять сферы его применения.
– Для человека, поставившего на ноги свой бизнес, нужно немного, – сказал директор ТОО «Асар» Канагат Сактаганов. – Прежде всего, как можно меньше административных барьеров. Если будет соблюдаться это условие, бизнес обязательно пойдет в гору.
Сегодня немалую помощь предпринимателям оказывает государство, которое создало фонд поддержки предпринимательства «Даму» и другие институты. Однако нередко добрые начинания предпринимателей разбиваются о преграды, которые ставят банки. Для того, чтобы получить кредит, необходимо предоставить не один десяток документов. У К. Сактаганова на получение кредита в банке ушло девять месяцев. И потому предприниматель предложил изыскать пути для получения кредитов через фонд «Даму», минуя банки. Такой опыт кредитования применяется в сельском хозяйстве.
По словам специалистов, подобная форма существовала до 2007 года. Однако она не дала ожидаемых результатов, поскольку не было возврата средств. И поэтому Правительство приняло решение передать эти функции банкам. На заседании прозвучала мысль о том, что вполне возможно финансирование если не всех, то хотя бы наиболее важных сфер. Против такого предложения не возражает и руководитель областного управления экономики и бюджетного планирования Сауле Кулумбетова. И это считается бюджетной инвестицией. Подобное практикуется в работе с проектами в некоторых регионах страны. И нам, как заметил аким области, необходимо изучить этот опыт.
Вопрос, который затронул руководитель компании «K-Group» Кайрат Боранбаев, касался всевозможных выплат, которые предприниматель вынужден делать с первого дня начала своего бизнеса. За получение справок, за оформление документов – за все нужно платить немалые деньги. Банки второго уровня выдают кредиты под драконовские проценты.
Руководитель региона высказал свое мнение на этот счет.
– Прежде всего, речь нужно вести о стартовом периоде для бизнеса, – подчеркнул К. Кушербаев. – Быть может, это будет три года или другой срок. Но главное, на это время необходимо ввести льготы, принять солидные меры государственной поддержки. В течение этого времени бизнес сможет встать на ноги, а предприниматель будет иметь все возможности, а также залоговое имущество, чтобы обратиться в банк за кредитом.
Заместителям акима области и руководителям ведомств поручено к следующему заседанию совета, которое состоится в ноябре, подготовить отчеты о выполнении поручений в рамках реализации Дорожной карты.