• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЧТОБЫ МЯСО БЫЛО БЕЗОПАСНЫМ

О том, как сегодня работают ветеринарные службы, какие принимаются меры для того, чтобы продукция, поставляемая на наши столы, была доброкачественной, рассказывает руководитель областного управления ветеринарии Ерсултан АПЕТОВ.  

– Какова в регионе эпизоотическая
ситуация?
– Положительно стабильная благодаря постоянной работе, направленной на профилактику особо опасных и хронических заболеваний сельскохозяйственных животных. В соответствии с графиком проводятся противоэпизоотические мероприятия по 15 видам инфекционных заболеваний. Это – бешенство, ящур, пастереллез, листериоз, лептоспироз, сибирская язва, эхинококкоз, оспа, птичий грипп, эмкар, чума, брадзот, эктима, туберкулез и сап. С начала года  сельхозживотным вакцинировано 2,9 миллиона доз ветеринарных препаратов, на что из республиканского бюджета выделено 635,9 миллиона тенге. Кроме того, на приобретение препаратов против шести видов энзоотических болезней (тейлериоз, пироплазмоз, фасциолез, мыт, гастрофилез, трипаносомоз) из областного бюджета выделено 167,9 миллиона тенге (в 2015-м –
148 млн. тенге).
К счастью, особо опасных инфекционных заболеваний в области не обнаружено. Некоторую «головную боль» доставил бруцеллез. Из числа обследованных животных выявлено положительно реагирующих на болезнь 63 головы крупного рогатого скота, 109  овец и коз. Весь этот скот направлен на санитарный убой, их хозяевам выплачена компенсация.  Надо сказать, что мясо таких животных может идти на переработку без ограничения. Важнее продезинфицировать очаги, каждый квадратный сантиметр подворья, где содержалась скотина, чтобы не допустить распространения заболевания.
– Немалое значение в работе наверняка имеет материально-техническое оснащение ветслужб?
– В области восемь ветеринарных станций (по одной на каждый район плюс областной центр), 139 ветеринарных пунктов. Государственная поддержка колоссальная. Все веторганизации оснащены новейшим  оборудованием и специальным автотранспортом, обеспечены зданиями, подключены к интернет-ресурсам. В распоряжении ветинспекторов 139 «Нив», восемь внедорожников «SsangYong», по столько же «КамАЗов» для перевозки скота, дезинфекционных установок «ДУК», лаборатории. То есть ветврачу аульного округа сейчас не нужно бегать в поисках транспорта, он садится на свое служебное авто и добирается туда, куда нужно.   
Скотомогильники, так называемые ямы Беккера, постепенно уходят в прошлое. Сейчас у нас есть сорок инсинераторов – установок для кремации трупов сельхозживотных. Из них 32 – стационарные, остальные – передвижные. Это удобно и безопасно для окружающей среды – высокие температуры печей уничтожают заразу без остатка. В нынешнем году в Министерство сельского хозяйства подана заявка на поставку еще 107 инсинераторов на 226 миллионов тенге.  А пока  в области 146 скотомогильников, из них типовых, отвечающих ветеринарным и санитарным требованиям, – 69.
– По статистике большая часть поголовья домашних животных приходится на частный сектор. Доходит ли туда ветеринарный контроль?
– По состоянию на 1 июля т.г. в базе веб-портала зарегистрировано 262,5 тысячи голов крупного рогатого скота, 736,9 тысячи  овец и коз, 93,6 тысячи лошадей, 37,1 тысячи верблюдов, 2,9 тысячи свиней. Все они стопроцентно идентифицированы. Вся живность, содержащаяся на частных подворьях, ставится на учет, заводится ветпаспорт, в ухо животному закрепляется специальная бирка. К слову, бирки и ветеринарные паспорта сейчас выдаются бесплатно. Работа эта довольно кропотливая, требующая много времени, но без нее невозможен полноценный контроль ветеринарной безопасности.
В области 35 убойных площадок, из них сегодня действуют 27. Конечно, этого недостаточно, учитывая, что у нас 139 аульных округов. Но и там, где нет убойных площадок, забой скота контролируется  ветеринарами. Под надзором также перемещение живности по области. Плюс ко всему мясо повсеместно проверяется, на всех рынках есть ветсанлаборатории, которые ежедневно делают анализы и выдают акты экспертизы.
– Как обстоят дела с кадрами?
– Сейчас у нас около шестисот ветеринарных специалистов – достаточно для того, чтобы оперативно выполнять весь спектр работы, вести строгий санитарно-эпидемиологический надзор. Конечно, все они без исключения с соответствующими дипломами, но и жизнь не стоит на месте: внедряются новые технологии, происходит видоизменение некоторых заболеваний, появляются новые и т.д. Поэтому нужно уделить внимание постоянному повышению их квалификации. Сейчас мы работаем над этим.  
– Немалый резонанс в обществе вызвали события со вспышкой  сибирской язвы в ряде регионов страны. Насколько застрахованы от нее кызылординцы?
– В соответствии с планом работы в первом полугодии против сибирской язвы вакцинировано 739,8 тысячи сельскохозяйственных животных – 100 процентов. Но определенный риск все же есть. Например, с 1938 по 2002 годы на территории области было зарегистрировано 67 очагов сибирской язвы с неопределенными координатами. Для уточнения их координат была создана рабочая группа из  специалистов уполномоченных органов (управлений ветеринарии, земельных отношений, по контролю за использованием и охраной земель, департамента по защите прав потребителей). В результате экспедиционных работ уточнены координаты 26  очагов: по два – в Аральском и Кармакшинском районах, 10 – Казалинском, 5 – Шиелийском, 7 – Жанакорганском. Все они занесены в автоматизированную информационную систему государственного земельного кадастра. За счет местного бюджета на 11,3 миллиона тенге выполнена работа по ограждению и размещению специальных опознавательных знаков.  
– В чем конкретно заключаются трудности, если очаги сибирской язвы когда-то и кем-то регистрировались и приблизительные их координаты известны?
– В те времена система спутниковой навигации, позволяющая точно определять свое местоположение,  еще не применялась, как сейчас. Допустим, в координатах нам известны градусы и минуты возможных очагов, но неизвестна секунда. А это в радиусе может составлять ни много, ни мало от ста до трехсот километров. Отсюда и трудности.
– Давайте  еще  раз  напомним нашим читателям   о профилактических мерах...
– Нужно помнить, что сибирская яз-ва – это особо опасная для людей и животных инфекция, ее возбудитель в почве может сохраняться до ста лет, оставаясь все это время потенциальным источником заражения. Заражение человека происходит при непосредственном контакте с источником инфекции или инфицированной почвой: возбудитель попадает на кожу человека, на ссадины, порезы и вызывает заболевание сибирской язвой кожной формы. При появлении первых признаков заболевания не надо заниматься самолечением, необходимо сразу обратиться в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.
Чтобы обезопасить себя и близких, нужно соблюдать правила личной гигиены при уходе за скотом и контакте с продуктами животноводства. Нельзя трупы павших животных самостоятельно утилизировать, о каждом случае заболевания, вынужденного убоя или гибели животных следует сообщать ветеринарным специалистам. Вакцинированных против сибирской язвы животных забивать только через три недели  после прививки. Не приобретайте у случайных лиц мясо и другие продукты животного происхождения, которые не прошли специальный ветеринарный контроль и не имеют соответствующего разрешения на продажу. Как говорится, береженого бог бережет.
– Спасибо за беседу!
Беседу вел Жанибек ИСАЕВ.
16-07-16 16 июль 2016 г. 0 0