Руководитель региона ознакомился с тем, как идет уборочная страда и подготовка семян в государственном семеноводческом хозяйстве «Тогускен», а также мелиоративными работами на каналах имени З. Мусаханова и Коктобе. В аульном округе Коктобе Болатбек Куандыков провел выездное заседание областного акимата, на котором был обсужден вопрос по улучшению состояния автомобильных дорог районного, областного и республиканского значения. Впрочем, обо всем по порядку.
ПЕРВЫМ
ДЕЛОМ – СЕМЕНА
Государственное семеноводческое хозяйство «Тогускен» - одно из самых крупных поставщиков элитных семян риса в хозяйства области. Здесь рационально используются инженерно спланированные земли. Так, из 5000 гектаров рис в этом году размещен на 1700, 1050 гектаров занимают озимая и яровая пшеница, 50 гектаров – ячмень и 2200 гектаров – люцерна текущего года и прошлых лет..
Хозяйство обеспечивает постоянной работой 382 аулчана. Уровень жизни тогускенцев выше, чем в других аульных округах района. Есть хорошие возможности для занятия огородничеством, животноводством, малым бизнесом.
Со своей основной обязанностью – подготовкой элитных семян «Тогускен» справляется тоже неплохо. Так, в прошлом году здесь было заготовлено 1072 тонны элитных и 1330 тонн семян 1-ой репродукции. По наряду облсельхозуправление эти семена по льготной цене отпускаются хозяйствам области. Разницу в льготной и рыночной ценах риса компенсирует государство. Так, в 2007 году размер подобных субсидий составил 25,5 миллиона тенге. Эта поддержка позволяет хозяйству ежегодно выходить хоть с небольшой, ноприбылью. Она могла быть и больше, если бы не некоторые проблемы. Именно о них рассказал директор госхоза «Тогускен» Наятулла Каракожаев акиму области.
Главная из них - нехватка финансовых ресурсов во время проведения посевных работ. Из-за этого хозяйство берет кредит у частных лиц под новый урожай. Осенью кредиторы берут рис-шалу у хозяйства по 40 тенге за килограмм,когда как рыночная цена 70 тенге. Только на этом «Тогускен» теряет 30 миллионов тенге, которые, понятное дело, можно было бы направить на повышение зарплаты (она сейчас здесь в среднем 22500 тенге) и на приобретение сельхозтехники.
Вся загвоздка в том, что размер субсидий определяется очень долго, соответственно выплачиваются деньги тоже поздно. Ждать во время посевной, когда поступят эти деньги, дехканене могут. И поэтому вынуждены запрягать себя в финансово-долговой хомут. По словам Н. Каракожаева, банки не желают работать с государственным хозяйством. И никаких кредитов от них «Тогускен» не получает.
Внимательно выслушав руководителя хозяйства, аким области сказал, что проблемы эти из категории решаемых, и надо сделать все возможное для укрепления и развития государственного семеноводческогохозяйства.
Ветеран войны Асен Кулумбетов рассказал акиму о том, что дехкане аула и в условиях маловодья вырастили хороший урожай риса, благодаря чемуна току сейчас днем и ночью кипитработа.
ОТ ПОЛНОВОДЬЯ К МАЛОВОДЬЮ
Следующую остановкуБолатбек Куандыков сделал там, где берут начало из Сырдарьи каналы Коктобе и имени З. Мусаханова.Здесь директор ГКП «Кызылордаводхоз» Болат Арыстанбаев, аким Жанакорганского района Ерлан Мустафаев и руководительДГКП «Жанакоргансушаруашылыгы» Дарибай Айдарбеков рассказали о том, как в этом году хозяйства и населенные пункты района обеспечивались поливной водой, о состоянии каналов, коллекторов, водохозяйственных сооружений и мерах, которые необходимо сегодня предпринять. Так, в связи с маловодьем на магистральных каналах Келинтобе, имени З. Мусаханова выполнены мелиоративные работы на 32 миллиона тенге. Благодаря этому увеличилась их пропускная способность и жители окрестных аулов смогли вырастить хороший урожай проса и бахчевых культур. Теперь же будут выделены средства на берегоукрепительные работы на этих каналах, что значительно уменьшит риск разлива воды во время весенних паводков.
Возле старого русла канала Келинтобе специалисты-гидротехники и руководители хозяйств говорили о необходимости установки здесь гидросооружений, чтобы урегулировать подачу воды.
Болатбек Куандыков поделился интересной идеей об использовании конструкции под названием «резиновая плотина». Она выполнена в форме«подушки» и позволяет искусственно поднимать уровень воды на реке. Для дехкан Жанакорганского и Шиелийского районов такие устройства могли бы выполнять функции подпорных сооружений и быть своего рода палочкой-выручалочкой в годы маловодья. Так что, вполне возможно, такие конструкции, вскоре и у нас появятся.
ЭХ, ДОРОГИ…
Безусловно, основным вопросом программы этой поездки было выездное заседание облакимата, посвященное состоянию автомобильных дорог в области.
Впервые в истории области подобное заседание проводилось в маленьком ауле Коктобе, находящемся на самой южной границе региона.
Аул Коктобе расположен в 110 километрах от Жанакоргана. Пока сюда ехали участники заседания, а это акимы всех районов области, руководители департаментов и управлений, представители Министерства транспорта и коммуникаций и мы журналисты, ощутили всю «прелесть» дорог местного значения. Временами хорошая дорога по трассе Самара-Шымкент-Тогускен-Келинтобе, а далее Кандоз-Коктобе сменялась колдобинами, ямами, а то и просто проселочной с жестким гравийным покрытием. Примерно такие дороги во всех районах.
Главный начальник всех автомобильных дорог области Рзакул Нуртаев в своем докладе говорил об их состоянии. Акимы районов выступили в роли содокладчиков.
Аким Казалинского района Айтбай Кушербай заострил внимание на том, что врайоне самая большая в области протяженность дорог - 347 километров, в 4-х местах есть понтонные мосты, и что как воздух району нужен мост через Сырдарью. Бигали Каюпов, докладывая о состоянии автомобильных дорог в Кармакшинском районе, посетовал, что дорожники из «Дорстроя», прокладывая дорогу в аулы Акжар и Турмаганбет, своей тяжелой техникой порой разрушают то, что сами строили, и что необходимо начинать строительство дороги из аула, а не наоборот.
АкимыЖалагашского и Сырдарьинского районов доложили, что в 2009 году за счет республиканского бюджета будет капитально отремонтировано и реконструировано соответственно 9,5 и 2 километра дорог. Кроме этого основательно подготовлены проекты на сред-ний ремонт авто-мобильных дорограйонов.
Аким Шиелий-ского района Нурлыбек Налибаев, знакомя присутствующих с состоянием автомобильных дорог в районе, отметил, что большую помощь в этом деле оказали АО НАК «Казатомпром» и «УАД». Так, Национальная атомная компания помогла заасфальтировать несколько центральных улиц райцентра, а «УАД» на свои средства построил подъездные дороги к новым школам. Ерлан Мустафаев, аким Жанакорганского района, в своем выступлении сказал, что необходимо сконцентрировать все усилия наприведении в нормальное состояние дорог Тогускен-Келинтобе, Кандоз-Коктобе, Жанакорган-Тогускен. Для этого нужно использовать как средства из местного бюджета, так и национальных компаний. Так, «Казатомпром» внесет свой вклад в строительство автомобильных дорог в районе. В Жанакоргане будут заасфальтированы улицы Хорасан и Амангельды, также участок дороги на трассе Самара-Шымкент-Тогускен-Келинтобе.
Болатбек Куандыков дал задание акимам районов в кратчайшие сроки завершить работу над незавершенным проектом и предоставить их нарассмотрение.
На заседании рассматривались вопросы, связанные со строительством транснациональной магистрали Западная Европа – Западный Китай. Были презентованы эскиз транспортной развязки при въезде в поселок Жанакорган и архитектурных ансамблей при въезде в поселок и район.
Аким области заметил, что при установлении знаков на границе районов и при въезде в райцентр не должно быть никакой самодеятельности. Желательно, чтобы это было красиво и удобно как жителям района, так и гостям.
На заседании принято решение о создании рабочей группы, которая оперативно будет решать вопросы, касающиеся отвода земель под строительство различных сооружений вдоль международной трассы. Говорилось также о необходимости создания единого центра, где проектировались бы строительно-дорожные объекты и проводилась экспертиза. В районах для этого нет ни лаборатории, ни специалистов, и порой из-за этого теряется время, это влияет и на качество работы.
Участники заседания обсудили и перспективы интегрированного проекта развития транспортной индустрии Кызылординской области, в том числе проект «Строительство автодороги Жезказган -Кызылорда-Учкудук с созданием Международного транспортно-логистического центра на территории г. Кызылорды». Об этом проекте наша газета уже писала (в статье «Вместо гордиева узла - транспортно-логистический»).
Возможности нашей области в развитии транспортной инфраструктуры огромны и теперь важно их рационально использовать. Для этого необходимо эффективно использовать финансовые средства бюджетов всех уровней, международных финансовых институтов и национальныхкомпаний.
Максут ИБРАШЕВ.
Фото Александра Кочерещенко.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |