ЦЕЛЬ РЕФОРМ — СИЛЬНАЯ И УСПЕШНАЯ СТРАНА
Жанибек ИСАЕВ
Продолжаем публикацию выступлений участников состоявшегося в Кызылорде семинара-совещания, посвященного реализации «Плана нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» (публикуются в сокращенном варианте).
В своем докладе руководитель управления развития животноводства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан Асель СЕРГАЗИНА, в частности, отметила, что для привлечения стратегических инвесторов для развития производства и переработки мяса необходимо развивать сырьевую базу и экспорт переработанной продукции.
В числе основных задач – строительство новых перерабатывающих предприятий, расширение мощности существующих, использование международного опыта в создании кооперативов, развитие кластерного производства, привлечение стратегических инвесторов и другие.
В перспективе за счет создания современной инфраструктуры переработки планируется увеличить объемы экспорта баранины к 2020 году до 30 тысяч тонн.
Пилотный проект запускается в нынешнем году в Западно-Казахстанской области. Реализация второго проекта запланирована в Восточно-Казахстанской области. Вопросы финансирования прорабатываются с АО «НУХ «Байтерек».
В производстве свинины необходимо решить вопросы обеспечения действующих хозяйств племенным генетическим материалом. Реализация подобного проекта в настоящее время прорабатывается совместно с Чешским национальным банком. В целом за счет расширения мощностей существующих свиноводческих хозяйств планируется довести объем экспорта свинины до 20 тысяч тонн к 2020 году. Что касается птицеводства, то сейчас прорабатываются вопросы строительства двух птицефабрик бройлерного направления.
Участники с интересом слушали выступление руководителя областного управления предпринимательства и туризма Мираса ТОЛЕБАЕВА о ходе реализации 62-й шага стратегического документа. Как отмечалось, по инициативе Главы государства весной 2015 года в Казахстане стартовала госпрограмма «Лидеры конкурентоспособности – национальные чемпионы», основанная на малазийской модели поддержки компаний. Цель проекта – создание в Казахстане пула средних компаний-лидеров, которые будут способны решить такие задачи, как увеличение несырьевого экспорта, увеличение объемов промышленного производства, создание высокооплачиваемых рабочих мест и замещение импорта. Реализация программы, отбор участников возложены на АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек».
Предприятия-участники программы должны специализироваться на таких ключевых отраслях экономики как производство, сельское хозяйство, нефтегазовый сервис, энергетика, пищевая промышленность, розничная торговля, технология, медиа и телекоммуникация и других.
Отбор кандидатов проводится в три этапа. Предпочтения при формировании пула отдаются компаниям с выручкой более двух миллиардов тенге, положительной динамикой роста и бизнес-моделью. На сегодняшний день в сотрудничестве с международной консалтинговой компанией McKinsey&Company из поступивших более 300 заявок отобрано 28 компаний. Государство оказывает бизнесменам всяческую поддержку с расчетом на то, что эти компании станут лидерами и «потянут» за собой свои отрасли.
Директор департамента технологического и инновационного развития Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Азамат БАТЫР-КОЖА подробно разъяснил определение понятия «Инновация».
Анализ национальной инновационно-технологической системы показал, что ее наиболее сильные стороны – это наличие основных источников сырья, которое можно превратить в новую продукцию; хорошо образованных и амбициозных молодых людей, желающих начать собственный бизнес; спектра программ для поддержки наукоемких разработок, трансферта технологий, предпринимательства и промышленного развития. Но есть и слабые стороны: отсутствие четких технологических стратегий в секторах экономики, использование отечественными компаниями устаревших технологий, их низкая конкурентоспособность и другие. Решение этих проблем видится в четком планировании развития секторов, внедрении в экономику передовых решений по автоматизации и цифровизации.
Руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Марат БАИМБЕТОВ проинформировал о мерах по развитию транспортной инфраструктуры страны.
В частности, в рамках выполнения Плана нации предусмотрено привлечение стратегических (якорных) инвесторов для создания единого оператора по содержанию и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры; интеграция Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки; создание международного авиационного хаба; развитие авиаперевозчика «Эйр Астана» и национальной компании «Казахстан темир жолы» как крупных международных операторов; улучшение эффективности государственного регулирования авиаперевозок.
Кроме того, для интеграции Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки планируется запуск проекта по созданию мультимодельного транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор», который позволит осуществить беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу.
В соответствии с законодательством акимат области внес предложение в Министерство инвестиций и развития Республики Казахстан о формировании единого оператора на базе АО «КазАвтоЖол». Кроме того, предложено внести изменения в статью 1 Закона РК «Об автомобильных дорогах» с тем, чтобы передать единому оператору функции по круглогодичному содержанию автомобильных дорог областного и районного значений.
О работе по созданию международного арбитражного центра проинформировал руководитель областного филиала Национального банка РК Ернар ЖУМАБЕКОВ.
Национальным Банком РК создано АО «Администрация международного финансового центра «Астана» (МФЦА). Определены основные стратегические направления развития МФЦА: рынок капитала, рынок и экспертиза по управлению активами, управление благосостоянием частных лиц (private banking), исламское финансирование (Islamic finance), альтернативное инвестирование. Помимо этого, создаваемый Международный финансовый центр «Астана» обеспечит беспрецедентные условия для инвесторов, не имеющие аналогов на территории постсоветского пространства: современная инфраструктура, созданная на базе международной выставки «ЭКСПО -2017», освобождение от уплаты налогов сроком на 50 лет (КПН, ИПН, земельный налог, налог на имушество), упрощенный валютный, визовый и трудовой режим для органов, участников и работников МФЦА, объединение Астаны с ключевыми мировыми финансовыми центрами прямыми авиасообщениями.
Важной особенностью международного финансового центра «Астана» станет существование обособленной правовой системы, по которой будет работать финансовый суд МФЦА и Международный арбитражный центр, которые позволят значительно повысить доверие к Казахстану со стороны иностранных инвесторов.
Руководитель департамента геологии и недропользования Галым АЛИМБАЕВ подчеркнул, что одна из ключевых задач «Плана нации – 100 конкретных шагов» – достижение индустриального и экономического роста. Для решения обозначенных в документе задач в октябре 2015 года председатель Комитета геологии и недропользования Министерства индустрии и развития РК Базарбай Нурабаев провел заседание целевой рабочей группы, сформированной из представителей организаций, осуществляющих деятельность в сфере недропользования. Участники обсудили проект Кодекса CRIRSCO-Kazakhstan и Устава общественного объединения «Казахстанский Комитет публичной отчетности о запасах и ресурсах минерального сырья» (KAZRC).
Внесены соответствующие поправки в Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», направленные на привлечение иностранных инвесторов, а также в Правила предоставления права недропользования. Согласно им теперь права на недропользование можно получить двумя способами – через конкурс и аукцион. В результате первого аукциона в государственную казну поступило порядка полутора миллиардов тенге. Кроме того, в настоящее время Министерством индустрии и развития Республики Казахстан разрабатывается Горнорудный кодекс, в котором предусмотрены значительные льготы для недропользователей.
Раскрывая тему поэтапного внедрения 12-летнего образования и перехода на английский язык обучения заместитель руководителя областного управления образования Руслан ЧАГАЙ отметил, что в рамках реализации поручений «100 конкретных шагов» в двух школах области – №31 Жалагашского района и школе «Мурагер» – проводится апробация проекта по общеобразовательным стандартам 12-летнего образования.
Кроме того, в марте 2015 года между акиматом области и «Назарбаев Интеллектуальной школой» подписан меморандум, благодаря которому 22 инновационные школы региона функционируют на основе опыта «Назарбаев Интеллектуальной школы». Кроме того, разработан проект, который предусматривает изучение на базе инновационных школ естествознания и математики на трех языках.
Для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров на ключевые отрасли экономики в Казахстане определены десять передовых базовых колледжей. В их число по двум специальностям – «Электрификация» и «Вычислительная техника и программное обеспечение - вошел Кызылординский аграрно-технический колледж имени И.Абдукаримова. В рамках соглашения с АО «Кәсіпкер холдинг» десять педагогов-инженеров колледжа прошли курсы повышения квалификации.
В области ведется активная работа по подготовке кадров, которые будут вести предметы на иностранном языке. Подписан меморандум с «Назарбаев Интеллектуальной школой», в рамках которого более семисот учителей, в том числе преподаватели инновационных школ, прошли курсы повышения квалификации. В гуманитарном колледже имени М. Маметовой при поддержке международного общественного фонда «KATEV» реализуется проект по подготовке учителей математики, физики, информатики, которые будут преподавать предметы на английском языке.
Руководитель областного управления здравоохранения Акмарал АЛЬНАЗАРОВА, в частности, отметила, что новый экономический курс, направленный на вхождение страны в тридцатку развитых государств, требует создания инновационной медицины и приближения отечественного здравоохранения к мировым стандартам. Ключевым условием модернизации здравоохранения является создание условий для свободной конкуренции знаний, навыков и ресурсов, что станет залогом для непрерывного совершенствования качества медицинских услуг.
Увеличение участия частного сектора в здравоохранении рассматривается как один из механизмов повышения эффективности сектора и внедрения механизмов солидарной ответственности. В то же время это позволит обеспечить доступность и качество медицинских услуг за счет конкуренции.
В рамках реализации Плана нации стимулируются приватизация государственных медицинских учреждений, переход на принципы корпоративного управления и расширение предоставления гарантированного объема медицинской помощи через негосударственные организации.
Министерством на заседании На-циональной комиссии по модернизации представлены предложения по созданию консультативно-совещательного органа при министерстве – Объединенной комиссии по качеству медицинских услуг как площадки для согласования, утверждения и обеспечения внедрения различных стандартов качества, в том числе клинической практики, медицинского образования, лекарственного обеспечения и финансирования (тарифов).
Для либерализации трудовых отношений с 1 января 2016 года вступил в силу новый Трудовой кодекс РК. О его наиболее значимых изменениях рассказал заместитель председателя Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития РК Толеген ОСПАНКУЛОВ.
В соответствии со статьей 30 нового документа «Срок трудового договора» договор с работником о найме составляется на год. Через год перезаключается еще на год. На третий год он становится бессрочным, если ни одна из сторон не высказала никаких предложений. Найм сотрудников также производится на период выполнения определенных видов работ.
В старом законе обозначалось 19 оснований для расторжения трудового договора. Теперь их стало 25. Добавились некоторые пункты, которых раньше не было. В их числе снижение объемов производства, приведшее к ухудшению экономического положения работодателя.
При расторжении трудового договора по инициативе работодателя предусмотрена выплата компенсации в связи с потерей работы в размере средней заработной платы за два месяца, ранее компенсация была только за один месяц. Кроме того, работодатель обязан письменно уведомить работников о расторжении трудового договора за пятнадцать рабочих дней, если в трудовом, коллективном договорах не предусмотрен более длительный срок уведомления.
Еще одно новшество – оплата работы в праздничные и выходные дни. Ранее тариф для исчисления применялся двойной, теперь из расчета 1,5 ставки. Также у работника есть выбор – получить оплату за работу во внеурочное время или получить дополнительные часы отдыха.
О работе по оптимизации социальной помощи посредством усиления ее адресного характера проинформировала исполняющая обязанности руководителя областного управления координации занятости и социальных программ Алтын ЕСКАРАЕВА. Как отмечалось, в соответствии с Планом нации социальная помощь будет предоставляться только тем гражданам, кто в ней действительно нуждается. Государственная адресная социальная помощь трудоспособным гражданам с низкими доходами будет предоставлена только при условии их активного участия в программах содействия занятости и социальной адаптации.
В Казахстане с 2014 года реализуется пилотный проект «Өрлеу» – программа обусловленной денежной помощи (ОДП) на условиях социального контракта активизации семьи. Он предусматривает активные формы социальной помощи, когда семья берет на себя ответственность за выполнение условий программы.
Право на участие в проекте «Өрлеу» имеют семьи, чьи доходы на одного члена семьи в месяц составляют ниже 60 процентов от величины прожиточного минимума. Семья будет получать денежное пособие только при выполнении условий социального контракта активизации семьи. Помимо этого проект оказывает содействие в трудоустройстве, обучении и переподготовке граждан.
Апробация проекта прошла в Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях. В нашем регионе проект пока внедрен в Кызылорде и Шиелийском районе. На сегодняшний день в рамках проекта обусловленная денежная помощь оказана 168 гражданам (31 семья), 15 получили постоянную работу, 22 привлечены к общественным работам, двое прошли переподготовку.
На семинаре дважды брала слово руководитель областного управления внутренней политики Жазира ЖЫЛКЫШИЕВА. Темами ее выступлений стали работа над проектом патриотического акта «Мәңгілік Ел», разработка и реализация национального проекта по продвижению идеи Общества Всеобщего Труда и информационное сопровождение реализации пяти институциональных реформ.
Отмечено, в частности, что рабочая группа по вопросам идентичности и единства при Национальной комиссии по реализации Плана нации занимается разработкой Патриотического акта «Мәңгілік Ел» и национального проекта «Нурлы болашак», реализацией масштабного проекта «Большая страна – большая семья», продвижением и развитием идеи «Мәңгілік Ел».
«Мәңгілік Ел» – мечта наших предков, главная ценность казахстанцев, фундамент будущего нашей страны. Впервые он был обнародован в 2014 году в Послании Главы государства народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». За годы развития созданы ценности, которые объединяют всех казахстанцев. Общенациональная идея «Мәңгілік Ел» – это система, которая формирует казахстанскую идентичность и единство, общественное согласие. Во-первых, это независимость Казахстана и Астана. Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. В-третьих, светское общество и высокая духовность. В-четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инновации. В-пятых, Общество Всеобщего Труда. В-шестых, общность истории, культуры и языка. В-седьмых, это национальная безопасность и участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.
Как отмечалось, проект по продвижению идеи Общества Всеобщего Труда направлен на продвижение идеи Общества Всеобщего Труда с учетом планов реализации программы инфраструктурного развития «Нурлы жол», второй пятилетки индустриализации, а также персональных историй успехов казахстанцев – героев нашего времени, добившихся благодаря государственной политике высоких результатов в трудовой, предпринимательской, научно-образовательной и другой профессиональной деятельностях за годы независимости.
Сегодня в стране приоритетное значение придается человеку труда. Указом Главы государства наравне с государственными праздниками стали чаще отмечаться и новые профессиональные праздники.
За годы независимости около шестисот жителей земли Сыра удостоились государственных наград. В их числе десять кавалеров ордена «Парасат», 106 – ордена «Құрмет», свыше 160-ти – медали «Ерен еңбегі үшін», десятки удостоены почетного звания «Заслуженный деятель Казахстана».
В 2015 году был учрежден орден «Еңбек даңқы», который вручается только людям труда. Тот, кто награжден орденами всех трех степеней, приравнивается к Герою Труда. В числе тех казахстанцев, кто получил эту награду – наш земляк, буровик АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз» Жолдасбай Избанбетов – кавалер ордена «Еңбек даңқы» III-й степени.
Наша область всегда была богата на людей, чьи судьбы – пример для подрастающего поколения. В числе героев нашего времени – Герой Труда Абзал Ералиев, четырехкратный чемпион мира по тяжелой атлетике Илья Ильин и многие другие. Нужно, чтобы средства массовой информации как можно активнее освещали и пропагандировали их славный трудовой путь и достижения.
Продолжая тему казахстанского патриотизма, руководитель научной службы РГП «Общественное согласие», доктор исторических наук Нурбек ШАЯХМЕТОВ отметил, что программная статья Главы государства «План нации – Путь к казахстанской мечте» жизненно важна в контексте практической реализации пяти институциональных реформ. В год Ассамблеи народа Казахстана этнокультурные объединения на республиканском и региональном уровнях приняли активное участие во всех мероприятиях и проектах АНК. В результате общими усилиями достигнута цель – укрепление единства народа, казахстанской идентичности, поддержка общества политики мира и согласия Главы государства, ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел». Проведено более 30 тысяч мероприятий в 5426 населенных пунктах страны, в них приняло участие около 9 миллионов человек.
Год Ассамблеи положил начало разработке и реализации пяти президентских реформ. В их рамках внесены изменения в Закон РК «Об Ассамблее народа Казахстана». Впервые на законодательном уровне закреплена общенациональная патриотическая идея «Мәңгілік Ел», закреплено понятие «государственная политика в сфере общественного согласия и общенационального единства», что позволило конкретизировать новую цель и миссию Ассамблеи в этом вопросе.
Подписан Указ Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства», в которой предусмотрены новые возможности и механизмы для укрепления общенационального единства и общественного согласия.
Как отметил Н.Шаяхметов, год Ассамблеи также прошел под эгидой года благотворительности. Главный проект – «Тайқазан. АНК – 20 добрых дел» – охватил более 4,5 тысячи населенных пунктов, почти 3 миллиона человек. Состоялось 6953 различных акции, помощь получили 355 753 человека на общую сумму 1,7 миллиарда тенге.
В своем выступлении руководитель областного управления экономики и бюджетного планирования Сауле КУЛУМБЕТОВА акцентировала внимание на вопросах перехода государственного управления к гос-управлению по конкретным результатам в рамках стандартизированных и минимальных процедур мониторинга, оценки и контроля, формирования компактной системы государственного планирования.
Как отмечалось, в соответствии с поручениями Главы государства, обозначенных в «Плане нации – 100 конкретных шагов», система дисциплинарного контроля должна основываться исключительно на контроле достижения целевых индикаторов. Все поручения процедурного характера и промежуточный контроль будут упразднены. При этом государственным органам будет предоставлена самостоятельность в деятельности по достижению поставленных перед ними целевых индикаторов.
Планируется сокращение количества государственных программ, упразднение отраслевых программ с интеграцией отдельных в государственные программы и стратегические планы государственных органов.
Председатель областной счетной комиссии Камбарбек МУБАРАКОВ проинформировал участников семинара о мерах по внедрению новой системы аудита и оценки работы государственного аппарата.
12 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон РК «О государственном аудите и финансовом контроле». Он регулирует общественные отношения, связанные с государственным аудитом и финансовым контролем, определяет полномочия и организацию деятельности органов государственного аудита и финансового контроля.
Государственный аудит и финансовый контроль в специальных госорганах проводится в порядке, определяемом первыми руководителями этих ведомств по согласованию со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту. Предусмотрены следующие проверки: первая – встречная проверка. Это проверка третьих лиц, которая проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом государственного аудита в рамках проверяемого вопроса. Вторая – совместная проверка, проводимая совместно с органами государственного аудита и финансового контроля и (или) госорганами. Третья – параллельная проверка, проводимая с другими государственными органами, в том числе с высшими органами государственного аудита других стран, самостоятельно по согласованным вопросам и срокам проведения с последующим обменом результатами проверок.
В связи с принятием этого закона внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного аудита и финансового контроля. В частности в пункт 3 статьи 557 Налогового кодекса РК.
О том, какие меры принимаются для внедрения самостоятельного бюджета местного самоуправления на уровне сельского округа, аула, поселка, города районного значения рассказал заместитель директора департамента региональной политики и развития местного самоуправления Министерства национальной экономики РК Нурлан МАКСУТОВ. В частности, отмечено, что Концепция развития местного самоуправления в Казахстане разработана в соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».
Становление местного самоуправления в Казахстане – это многоэтапный и динамичный процесс, связанный со становлением и развитием гражданского общества, общим уровнем социально-экономического развития страны, другими факторами и условиями, которые непосредственно влияют на жизнь местного населения. Как известно, в развитых странах мира местное самоуправление создавалось в несколько этапов, и этот процесс длился порой десятилетиями. В Казахстане в течение определенного времени также изучается и прорабатывается проблема местного самоуправления, и вопрос упирается в выбор модели местного самоуправления, которая бы соответствовала условиям и реалиям нашей страны.
Опыт децентрализации государственного управления и становления системы местного самоуправления в странах Центральной и Восточной Европы является наиболее близким для Казахстана в силу того, что странам также пришлось реформировать прежнюю систему местных советов, которые были основой системы местного управления во всех странах постсоциалистического пространства. В этом отношении наиболее показательным для Казахстана является опыт Польши.
В работе семинара по видео-конференцсвязи приняли участие руководители управлений Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию РК Бекзат РАХИМОВ и Адилет КУШЕРБАЕВ, которые рассказали о работе, проводимой в рамках реализации «Плана нации – 100 конкретных шагов».
Как отмечалось, с 29 ноября 2015 года введен в действие Закон РК «О доступе к информации». В соответствии с ним пользователями информации определены физические и юридические лица, а обладателями информации учреждения всех ветвей государственной власти и местного государственного управления/само-управления, субъекты квазигосударственного сектора, доминанты и монополисты юридические лица – получатели бюджетных средств, а также юридические лица, располагающие общественно значимой информацией.
Согласно Закону информация разделена на два вида: первый – информация с ограниченным доступом. К ней относятся госсекреты (служебная тайна), служебная и иная информация, доступ к которой ограничен законами и за разглашение которой установлена ответственность. Вся остальная информация, раскрытие которой не ограничено законами, считается открытой и доступной для общества.
Казахстанские граждане будут получать все государственные услуги в одном месте в рамках создания государственной корпорации «Правительство для граждан» – 100-й шаг Плана нации. На сегодняшний день повышение качества государственных услуг обеспечивается путем развития двух ключевых инструментов – центров обслуживания населения (ЦОН) и электронного правительства. Создание госкорпорации «Правительство для граждан» методом слияния ключевых республиканских государственных предприятий, оказывающих услуги в сфере социальной защиты, земельных отношений, оформление недвижимости, позволит не только принимать заявки, но и выполнять работы по их обработке.
Руководитель аппарата акима области Канатбек ЖАЙСАНБАЕВ остановился на вопросах внедрения практики ежегодных публичных выступлений руководителей государственных органов и национальных вузов перед населением, учащимися и представителями общественности и СМИ. Он также рассказал о мерах по расширению возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования и местного самоуправления, об усилении роли общественных советов при государственных органах и акимах.
Руководитель аппарата сообщил о том, что с 14 января по 14 февраля т.г. в области, как и повсеместно по республике, будут проходить традиционные отчеты акимов районов, городов, поселков и аульных округов перед населением, а с 15 по 28 февраля — акимов областей, городов республиканского значения и Астаны. Отчетная встреча акима области Крымбека Кушербаева запланирована на 17 февраля.
На семинаре состоялся конструктивный обмен мнениями. Участники задавали вопросы, на которые получили конкретные ответы.