• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

«ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КРАСКАМИ, НО ПИСАТЬ ЧУВСТВАМИ»

Жанибек ИСАЕВ
«ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КРАСКАМИ, НО ПИСАТЬ ЧУВСТВАМИ»Эти слова видного  французского живописца XVIII столетия Жана Батиста Симеона Шардена ярко отражают работы нашего земляка, члена Союза художников Казахстана, заслуженного деятеля РК Амангельды Кененбаева.
Мир творчества увлек  Амангельды ага еще с детства. Первые свои университеты он проходил на джайляу и зимовках аула Бирлестик Шиелийского района. Пейзажи, контрасты зноя и холода, отары, животноводы… Ни одна деталь кропотливого труда сельчан, просторов родного аула, где, казалось, все изучено вдоль и поперек, не ускользала от внимательного взора мальчишки. Его по-детски незатейливые, но органичные картинки все чаще украшали скудный интерьер сельского дома. Родители не возражали против увлечения сына, хотя и казалось оно необычным, старались во всем его поддерживать.   
Наверное, у каждой неординарной личности был человек, помогавший определиться в жизни. Таких на пути А.Кененбаева было двое. Первый – учитель математики Абуталип, который в глубине души был  ценителем высокого искусства. Помнится, в четвертом классе рисунки Амангельды как-то попали  ему в руки. Заметив в ученике искру, педагог посоветовал ему не бросать любимое занятие, а стараться раскрыть и развивать  свой талант. Слова учителя придали юноше уверенности, впервые заставили  поверить в свои возможности.  
 Но волею судьбы после школы парень оказался студентом факультета механики Ванновского гидромелиоративного техникума, что в соседней Южно-Казахстанской области. Это был 1972 год. Неизвестно, как дальше сложилась бы судьба, но через несколько месяцев он  бросил учебу и вернулся в родной аул. К тому времени земляки хорошо знали Амангельды как талантливого художника-самородка, потому его в местной школе с радостью приняли на работу  учителем  рисования. Тяга к миру творчества была настолько велика, что парень находил время и силы для работы в библиотеке и сельском клубе, где он «крутил» фильмы.
Прошли годы, и в творческом плане Амангельды в родном ауле становилось тесно. В средине семидесятых годов в  Кызылорде его дорога пересеклась с известным казахстанским художником Шаймарданом Сариевым. Опытный мастер, который, по сути, был основоположником казахского профессионального изобразительного искусства, изучив творчество А.Кененбаева, сказал: «Ты прирожденный живописец». И уговорил парня стать на путь профессионального художника.
Однако мир большого искусства не желал без боя принимать молодого А.Кененбаева. С четвертой попытки он поступил в художественное училище имени А.Кастеева, которое в 1982 году окончил с отличием. «Красный» диплом открывал парню дорогу в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, куда был направлен руководством училища. Но судьба распорядилась иначе – он стал студентом Кызылординского пединститута им.Н.Гоголя (сейчас – госуниверситет им. Коркыта ата).
В 1983 году пришли первый успех и общественное признание таланта молодого художника. Ценители искусства высоко оценили картины «Мой дом», «Плоды моей земли» и другие на республиканской выставке молодых художников «Жігер».
С тех пор без его участия не проходит практически ни одна республиканская и международная выставка. Города Казахстана, Москва, Минск, Одесса, Варшава, Будапешт, София, Прага, Лондон, Нью-Йорк, Токио... Возле полотен Амангельды ага всегда многолюдно. В его произведениях представлено все богатство и многообразие окружающей действительности, блистательные образцы пейзажной живописи — «Сары су», «Шуақ», «Сұлу төбе», великолепные  образы на социальную тему – «Несущая воду» и другие. Необычайно теплые, жизнелюбивые работы большого мастера не подвержены колебаниям переменчивой моды.
Если перечислять все достижения и награды А.Кененбаева, то список получится длинным. Член Союза художников СССР, заслуженный художник Ассоциации искусств народов мира, стипендиат акима Кызылординской области, лауреат республиканских и международных конкурсов, обладатель Гран-при – медали «Золотой орел» на международной выставке  «Earth, Time and People» («Земля, время, люди») в Нью-Йорке.
Работы А.Кененбаева приобретены музеями разных уголков Казахстана, резиденцией Президента РК, Правительством РК, посольством Казахстана в Бельгии, дирекцией выставок города Москвы. Кроме того, они хранятся в частных коллекциях в США, Китае, России, Франции, Канаде, Израиле и других странах.
Амангельды ага широко известен и как великолепный скульптор. Он автор бюстов А.Тажибаева, Ж.Кизатова, К.Примова, памятников Жанкоже батыру и другим деятелям, установленных в Кызылорде.
Что касается творческих планов, то их у А.Кененбаева много. Основной – закончить полотно «Проходящий», работу над которым начал еще в конце восьмидесятых годов.  Это, по словам художника, некая игра цветов и настроения. Несколько мотивов этой картины он написал, но пока еще не нашел окончательный вариант. Можно не сомневаться, что полотно с двадцатипятилетней выдержкой придется по душе самым взыскательным  ценителям живописи.
16-12-2015 16 декабрь 2015 г. 0 0