• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДОБРЫЙ СЛЕД НА ЗЕМЛЕ

Куаныш БАЛТАГУЛОВ
Сагидулла Кубашев – очень известный в свое время человек в Казахстане. Он прошел большой трудовой путь от зоотехника до второго секретаря ЦК, возглавлял ряд облисполкомов и обкомов партии. Кызылординцы, люди старшего поколения, хорошо знают его по работе в нашей области – три года он был председателем облисполкома.
– До него на этой должности был Шаймерден Бакиров, – вспоминает ветеран войны и труда Идрис Калиев. – Многие гадали, кто его заменит, пока тогдашний секретарь обкома партии Даурхан Айдаров не сказал, что к нам едет большой человек из Алматы – заместитель председателя Совета Министров Казахской ССР.
В то время я был первым секретарем Кызылординского горкома партии, членом бюро обкома, на заседании которого и состоялось наше знакомство. Сагидулла Кубашевич кратко рассказал о себе, отметив, что Кызылорду как место работы выбрал сам.
И он сразу же показал свои организаторские способности и управленческий опыт. Одним из направлений, за которое ему пришлось взяться, стало животноводство. Основной проблемой было низкое поголовье скота всех видов, поэтому вскоре повсеместно начали открываться откормочные площадки, было положено начало строительству мясокомбината.
Понятно, что при этом новый руководитель нашей исполнительной власти уделял особое внимание рисоводству, где в числе главных стали вопросы повышения качества семян, подготовки кадров, научной организации труда.
В то время в Кызылорде ощущалась острая нехватка жилья, в очереди на которое, не говоря об остальных, были тысячи участников Великой Отечественной войны, инвалидов, представителей других льготных категорий. Поэтому необходимо было срочно наращивать темпы жилищного строительства, что автоматически требовало увеличения бюджетного финансирования.
Проблем, в общем, хватало, и в их решении Сагидулла Кубашевич принимал самое деятельное участие, часто выступая в роли инициатора. В те годы кызылординцы потребляли воду из Сырдарьи, к тому же барахлила очистительная станция на водозаборе в Тасбогете. В итоге оперативно были пробурены десятки скважин.
Вызывало тревогу и санитарное состояние Кызылорды. Материально-техническая база жилкомхоза была очень слабой, а область в республиканской градации регионов имела самую низкую, четвертую категорию. Несмотря на это, С. Кубашев поставил задачу модернизировать комхоз, внеся для начала соответствующее предложение в профильное министерство. Поездка кызылординской делегации к министру закончилась увеличением финансирования, а в довесок к этому Кызылорда получила автокран, выделенный по фондам Караганде.
– Я неоднократно поднимал вопрос строительства в Кызылорде драмтеатра, – продолжает Идрис Калиевич,  – говорил об этом в Москве, в Госплане. Проект был готов еще до приезда С. Кубашева. Ознакомившись с ним, он горячо поддержал эту идею, внеся в проект некоторые изменения. В частности, настоял на замене фасадной части, которая планировалась полностью из стекла, аргументируя тем, что в наших климатических условиях такое решение нецелесообразно – летом будет невыносимо жарко. А еще предложил для облицовки мрамор.
Три года работы в нашем облисполкоме пролетели быстро – С.Кубашева перевели первым секретарем Семипалатинского обкома. «Наверху» встал вопрос замены, и здесь Сагидулла Кубашевич четко обозначил  свою позицию: в Кызылординской области хватает своих готовых кадров, и нет необходимости назначать кого-то со стороны.
– И так получилось, – заканчивает свои воспоминания Идрис Калиев, – что на эту должность он рекомендовал меня. Вначале я немного засомневался: специальность моя – инженер-экономист, а область наша была аграрной. Справлюсь ли? На что тогдашний руководитель республики Динмухамед Ахметович Кунаев, когда я был у него на приеме, ответил, что меня назначают не начальником областного управления сельского хозяйства, а председателем облисполкома.
Люди, работавшие с С. Кубашевым, отзываются о нем не только как о талантливом руководителе, но и очень порядочном человеке. Несколько штрихов к его портрету добавляет Амангельды Исаев, помощник Сагидуллы Кубашевича в бытность его председателем Кызылординского облисполкома:
– В то время молодой и полный амбиций, я не до конца понимал, почему выбор столь известной личности пал на меня, что, впрочем, не мешало мне черпать ценный жизненный опыт, работая под его непосредственным руководством. Не то чтобы он стал примером для подражания, но читал я именно те книги, которые видел у него.  У Сагидуллы Кубашевича был свой прекрасный книжный фонд, а единственным местом, где он пользовался служебным положением, была библиотека – столь сильным было его стремление побыстрее добраться до новой книги. Если дома после ужина он садился читать, то, по словам жены, такое чтение затягивалось минимум до полуночи.
Сагидулла Кубашевич был скромным человеком, легко находя общий язык хоть с чабаном, хоть с министром. К моменту моего прихода на работу он уже был там. В то время разница с Алматой составляла час, и на рабочем место он был в восемь. Вечером тоже задерживался до восьми-десяти, не всегда ездил домой на обед, говоря, что теряет рабочее время. Когда сильно уставал, просил меня, чтобы минут двадцать его никто не беспокоил, и я всегда поражался, как ему удавалось восстанавливать силы за столь короткое время.
Ему была по-настоящему интересна наша область, которую он хорошо изучил на АН-2 от предгорий Каратау до песков Арала. И прежде всего ему было интересно беседовать с людьми, узнавать, как они живут, что их заботит. Любил хороший юмор, а в работе у него все было в строгих рамках закона.
Неоценим вклад, который Сагидулла Кубашевич внес в строительство областного музыкально-драматического театра – можно сказать, в его спасение. В начале восьмидесятых вышел союзный приказ временно заморозить подобные стройки, а «временно» означало практически навсегда. Мой шеф инициировал письмо в Москву с подробнейшей аргументацией, а доставить его поручили Герою Социалистического Труда Салиме Жумабековой, которая вернулась из столицы в радостном настроении – строительство продолжилось.
За три года с Сагидуллой Кубашевичем я побывал в разных уголках страны и многих министерствах, видел, как он общается с разными людьми, многому научился. И этот опыт очень мне пригодился в дальнейшем…
Понятно, что кызылординский период – всего лишь малая часть насыщенной трудовой биографии С. Кубашева. В годы войны, будучи подростком, он совмещал учебу с работой на колхозных полях. В 1945 году поступил в Алматинский зооветеринарный институт, после окончания которого получил направление в тогдашнюю Гурьевскую область. Главный зоотехник, заместитель начальника областного сельхозуправления, председатель  колхоза, председатель облисполкома – этот крутой подъем по служебной лестнице наглядно свидетельствует о раннем проявлении во вчерашнем студенте таланта организатора производства и рачительного хозяйственника.
В то же время его никак нельзя было назвать человеком, всеми силами желающим сделать себе карьеру. Напротив. В самом начале освоения целины он добровольно возглавил колхоз, за короткое время выведя его в число передовых – и хозяйство, и председатель были отмечены орденами Ленина.
Что касается еще одной его отличительной черты – принципиальности, то здесь уместно привести отрывок из воспоминаний уважаемого аксакала Шангерея Жанибекова:
–  С Сагидуллой Кубашевым я познакомился в середине семидесятых. Он работал заместителем Председателя Совета Министров по сельскому хозяйству, а я – замом по социальным и культурным вопросам. Это было время, когда Казахстан пожинал плоды целинной эпопеи. У всех на устах были казахстанские миллиарды пудов хлеба. Поголовье овец в республике достигало 35 миллионов, а крупного рогатого скота – десяти миллионов.
Однажды Сагидулла Кубашевич рассказал нам, своим коллегам, что в союзных органах рассматривается вопрос об увеличении поголовья овец в нашей республике до 50 миллионов, причем осуществить этот проект хотят без особых капиталовложений, дедовскими методами. А вскоре после  возвращения из Москвы, где С. Кубашев участвовал в работе комиссии по этому вопросу, нам стало известно, что он отказался визировать проект документа, подготовленный по поручению генсека Л. Брежнева. Этим поступком он избавил республику от многих хлопот, но сам лишился должности в Правительстве –
его назначили председателем Кызылординского облисполкома.
После того, как улеглись страсти и руководство республики убедилось в правоте С.Кубашева, его вернули на руководящую партийную работу в Семипалатинск. А в начале 1987 года, несмотря на возражения и ссылку на возраст, его избрали вторым секретарем ЦК КП Казахстана. Друзья Сагидуллы Кубашевича надеялись, что обладая твердым характером и своим мнением по самым сложным проблемам, он будет проводить линию, соответствующую интересам народа. И они не ошиблись. Он не вошел в узкий круг приближенных тогдашнего первого секретаря ЦК КП Казахстана Г. Колбина и не запятнал себя угодничеством…
Исполняется год, как нет с нами Сагидуллы Кубашевича. Но память о нем всегда будет жить в сердцах тех, кто знал его и работал с ним.  И память эту надо беречь. Хорошо было бы назвать его именем улицу или какой-нибудь социально-культурный объект в Кызылорде – Сагидулла Кубашевич заслужил это всей своей жизнью, которую без остатка посвятил служению своему народу.
16-3-2017 16 март 2017 г. 1 331 0