Ботагоз АЖАРБАЕВА
Девяносто лет исполнилось ветерану Великой Оте¬чественной войны Идрису Калиеву. Можно сказать, история жизни этого замечательного человека – это история становления и развития нашей области.
Детство Идриса Калиевича, как и у многих его сверстников, было трудным. Тридцатые годы. Голод, нищета. Закончил 8 классов в Новоказалинске. Потом учился в фабрично-заводской школе – прообразе ПТУ. После ее окончания Идриса Калиева направили в Казалинское локомотивное депо, где он работал вначале кочегаром, а после – помощником машиниста паровоза.
Приходилось трудиться по 17-18 часов в сутки. Именно в эти годы 16-летний Идрис прошел хорошую производственную обкатку, которая пригодилась в годы войны.
В феврале 1943 года 17-летнего Идриса Калиева призвали в Красную Армию. Молодое пополнение кызылординцев, призванных в армию в марте 1943 года в канун битвы на Курско-Орловском и Брянском направлении, в числе которых был и Идрис, чуть не попало в самое пекло. Только благодаря маршалу Жукову, который сказал, что нам не нужно «живое мясо», эшелон, в котором находился кызылординский солдат, повернули на восток.
Бойцов направили к самой границе Маньчжурии, вплотную к японской Квантунской армии. Кызылординцы в основном находились в расположении
31-го Даурского укрепленного района.
В августе 1945 года И.Калиев воевал в составе 8-й гвардейской дивизии Забайкальского фронта. Бойцы 205-го артиллерийско-пулеметного батальона, в числе которых был и наш герой, штурмовали вражеские доты. 8-й дивизии было поручено развернуть боевые операции на подступах к городу Хайлару, который создал мощную оборону. Взять с ходу его не удалось. Противник упорно сопротивлялся. После тщательной разведки были созданы штурмовые группы, которые в течение двух дней вели массированный артогонь по дотам и передовым частям врага.
— Я был в составе штурмовой группы, — рассказывает И.Калиев, — как начальник радиостанции корректировал огонь гаубичной артиллерии. Таким образом, наша группа дала возможность пехоте и танкам вступить в решительный бой и уничтожить Хайларовский гарнизон (60 тысяч самураев).
К концу августа вся территория Маньчжурии площадью более 1,3 млн.кв.километров была полностью освобождена от японских захватчиков. 2 сентября 1945 года после признания поражения императором Хирохито на борту американского линкора «Миссури» состоялась церемония подписания акта о безоговорочной капитуляции Японии. 3 сентября объявлено днем победы над Японией. Закончилась вторая мировая война, наступил долгожданный мир во всем мире.
— После войны с японцами наш призывной возраст, в основном сержанты и старшины, не попал под демобилизацию, — вспоминает И.Калиев, — таким образом я отслужил в рядах Советской Армии более семи лет. Нас демобилизовали только в мае 1950 года, и мы вернулись в родные края.
После войны Идрис Калиев начал работать в Казалинском локомотивном депо. Далее — политотдел железной дороги. Переход на партийно-политическую работу требовал соответствующего образования. И.Калиев экстерном окончил 10-й класс средней школы, поступил на заочное отделение экономического факультета КазГУ. В январе 1954 года был избран 1-м секретарем Кызылординского обкома комсомола. Работал на этой должности шесть лет. Молодого руководителя ценили за конкретные дела и поступки. Идрис Калиевич отметил, что именно комсомольская организация привила ему чувство глубокой ответственности перед Родиной, земляками.
— Комсомол для большинства людей нашего поколения – это была не просто организация, а образ жизни, —подчеркнул мой собесед¬-
ник, — это особый патриотический настрой на творческие дела, принципиальная обязанность и ответственность перед товарищами, особенно перед старшим поколением. Сегодня ушла в прошлое коммунистическая идеология. Изменились взгляды. Но остались неизменными принципы нравственности, патриотизма, верности долгу.
Эти ценности выстраданы нашим временем и поэтому должны быть востребованы молодежью.
В 1978 году И.Калиев был избран председателем Кызылординского горисполкома. На его долю выпало преобразование Кызылорды из провинциального городка, застроенного одноэтажными домами с плоскими крышами, в современный областной центр с красивыми административными зданиями, многоэтажными домами, учебными заведениями, торговыми центрами, больницами, многочисленными промышленными предприятиями.
Не лишним будет вспомнить, что именно при И.Калиеве, при его непосредственном участии в 1976 году был разработан и утвержден в Алма-Ате генеральный план реконструкции и развития Кызылорды. Застройка областного центра жилыми домами, административными зданиями, объектами социально-бытового
назначения и промышленными предприятиями велась комплексно.
В 1982 году И.Калиев был избран председателем Кызылординского облисполкома. Масштабы ответственности возросли, но это не пугало нашего героя. Наработав богатый опыт в хозяйственной деятельности, распределении финансов, материально-технических ресурсов, и самое главное, управлении кадрами, он приоритетно сосредоточил их на развитии сельского хозяйства области. Посевы риса были доведены до 100 тысяч гектаров, средняя урожайность с гектара сос¬тавила свыше 50 центнеров. Валовый сбор зерна достиг порядка 500 тысяч тонн. В области насчитывалось более 200 голов крупного рогатого скота, 75 тысяч лошадей, более 20 тысяч верблюдов, 1680 тысяч овец и коз, около 800 тысяч кур-несушек, которые давали в год до 33 миллионов яиц. Кроме того, в области были построены два театра, два Дворца культуры, восемь Домов культуры, около тридцати клубов, много жилых домов, лечебных учреждений, промышленных предприятий.
Идрис Калиевич вспоминает, как по инициативе и при поддержке тогдашнего первого секретаря обкома Компартии Казахстана Еркина Ауельбекова было подготовлено постановление ЦК КП Казахстана и Совета Министров республики «О социально-экономическом развитии Кзыл-Ординской области». Однако выделенных капиталовложений по этому постановлению явно не хватало и руководство области с одобрения республиканских властей вышло непосредственно в Москву. Инициатором этой затеи был И.Калиев, и он прекрасно понимал, чем могла завершиться для него такая
«дерзость».
— Мне пришлось обить пороги многих министров и ведомств, — отметил Идрис Калиевич, — но мы своего добились. Госпланом СССР был подготовлен проект Постановления Совета Министров СССР «О неуклонном повышении социально-экономического развития Кзыл-Ординской области КазССР». Внимательно выслушав все доводы и изучив важный для нас документ Председатель Совмина СССР Николай Рыжков подписал его 25 декабря 1986 года.
После выхода на заслуженный отдых полному сил и энергии И.Калиеву доверили руководство государственным архивом. Он всегда был в гуще общественных и политических событий, происходивших в области. К нему, как к опытному руководителю, неоднократно обращалось за помощью местное руководство. Ветеран неоднократно был на приеме у Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Руководитель областного совета ветеранов Сеилбек Шаухаманов неоднократно отмечал, что Идрис Ка¬лиев внес огромный вклад в становление и развитие родной земли. Потомок великого батыра, уроженца земли Сыра Жалантоса Бахадура унаследовал от легендарного предка такие качества, как патриотизм, верное и беззаветное служение правому делу.
Идрис Калиев неоднократно избирался делегатом съездов Компартии Казахстана и КПСС, депутатом Верховного Совета КазССР и местных Советов. Он с большой теплотой вспоминает 60-летие Великой Победы. Ему, единственному от нашей области ветерану Великой Оте¬чественной войны, выпала честь в составе казахстанской делегации принять участие в грандиозном юбилейном военном параде в Москве. Нынче на 70-летие Великой Победы кызылординскому ветерану выпала честь присутствовать на военном параде в Астане.
— Я всегда восхищался и восхищаюсь нашим Президентом, — подчеркнул мой собеседник, — он сделал и делает значительно больше, чем можно было сделать для казахстанцев, для Отечества.
Идриса Калиева отличает особая военная выправка. Он молод душой, у него острый ум и отличная память, издал ряд книг, в том числе о ветеранах области. Вместе с супругой Канзирой они души не чают в своих внуках. Двери дома Калиевых всегда открыты для друзей и гостей, которых много.