• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗЕЛЕНЫЕ КРАСНЫЕ ПЕСКИ

Игорь ТИТЕНОК
Кызылкумы (в переводе Красные пески) занимают чуть ли не половину нашей области. Считай, все, что к югу от Сырдарьи до границы с Узбекистаном – это казахстанская часть Кызылкумов. Если разглядывать эту пустыню на физической карте, то она действительно имеет красный оттенок, но вживую весной – это без преувеличения самая зеленая часть нашей области, если не считать пойму реки. И еще это самая экологически чистая территория – кроме дороги, колодцев и скважин  ничто не напоминает здесь о людях: ни пустых бутылок, ни целлофановых пакетов, ни окурков.
Кызылкумы сами охраняют себя от человека. Высокие и часто крутые барханы не позволяют свернуть автомашине с дороги, а значит, навредить пустыне. Сюда забираются только настоящие охотники, которые с лайками бегают за кабинами или  за зайцами. Их, охотников, очень мало, так что навредить они не могут, да и уважают такие люди законы и пустыню.
Мы отправились в Кызылкумы в поисках песчаного женьшеня – кушали. Так называют жители близлежащих аулов растение, корнеплод которого помогает от многих хворей. Точнее, за этим чудо-растением поехали жители аула Тартогай. А поскольку половина мужиков  аула работает в ТОО «ПромстройСервис-Е», то его гендиректор Манарбек Еспенбетов тоже к этому делу проявил интерес. Автор этих строк и фото оказался в экспедиции на правах друга и постоянного попутчика в охотничьих путешествиях Манарбека.
На двух машинах мы  углубились в пустыню на 150 километров.  Это по прямой,  а по кривой проехали, наверное, все  триста в один конец. Дорога все время петляет меж барханов, а песка почти не видно – все кругом зеленое. И не просто зеленое, а с вкраплениями маковых и ромашковых полян, розовых кустов песчаной акации.
Из жителей пустыни чаще всего на глаза попадаются черепахи и зайцы. Наверное, потому, что им удобно ползти и бегать по колее. Несколько раз приходилось останавливаться и ждать, пока черепаха уступит нам дорогу и, конечно же, фотографировать ее.
Охотно позировал песчаный  полуметровый варанчик, по крайней мере, страха перед человеком у него не было. А вот беркут сверху на людей, наверное, нагляделся, понял, что хорошего от них не жди, потому бросил добытого тушканчика, когда увидел, что фотограф размечтался сделать крупный план.
Саксаул считается кустарником, но это там, где его постоянно ломают на дрова. Здесь, в центре Кызылкумов, до него мало кто добирается, и здесь саксаул – дерево. Его крона поднимается на высоту до десяти метров, а корни на столько же уходят в песок. Зеленый и цветущий саксаул почти везде дополняет растение, название которого (қоянның сүйеги) в переводе с казахского – заячья кость. Чем стройный серебристый кустарник с фиолетовыми цветами похож на кость зайца, понять трудно. Возможно, автор этого названия просто увидел под кустом заячью кость. Отсюда и пошло название.
Кушали, который и позвал нас в это путешествие, оказался растением редким. Вернее, его много, но только в определенных местах, а их знать надо. Но мы-таки нашли. Что плод его лечебный – сомнений нет. Стоит пожевать малую толику корнеплода, сразу немеют язык и щеки. Анестезия такая, что новокаину  не уступит.
Обратно по пустыне ехали ночью. Та же дорога, а вид сказочный. Фары освещают только саксаул на обочине, и потому казалось, что мы едем по просеке, а кругом – дремучий лес.
Кызылкумы остались позади, но так хочется туда вернуться. И не раз.
16-5-2015 16 май 2015 г. 0 0