• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЖОСАЛИНСКИЙ МЕХЗАВОД: БУРОВЫЕ СТАНКИ И ЧУГУННЫЕ МИНЫ

ЖОСАЛИНСКИЙ МЕХЗАВОД: БУРОВЫЕ СТАНКИ И ЧУГУННЫЕ МИНЫОдним  из старейших промышленных предприятий Кызылординской области был Жосалинский механический завод.  
В 1939 году на базе авторемонтных мастерских  Карсакпайского комбината был образован завод по изготовлению запасных частей для горно-разведывательного оборудования  в составе  треста «Цветметразведка». В годы Великой Отечественной войны завод производил продукцию военного назначения.  Затем выпускал продукцию геолого-разведывательной отрасли.  Поставка заводской продукции  осуществлялась для более 400 предприятий и геологических управлений бывшего СССР,  экспортировалась  в Монголию, Вьетнам. Чехословакию, на  Кубу, в Афганистан, Иран, Ирак, Марокко, Венгрию, ГДР, Аргентину… В связи с развалом СССР прекратилась поставка металла, спрос на выпускаемую  продукцию  уменьшился до минимума. Завод остановился и прекратил существование.

ЖЕЗКАЗГАН НАЧИНАЛСЯ В … ЖОСАЛЫ
10 июня 1925 года по специальному Постановлению Совета труда и Обороны СССР был организован Атбасарский трест цветных металлов. К нему относился и Карсакпайский комбинат, в который входил медеплавильный завод, Байконурские угольные шахты, медные рудники Жезказгана и свинцовое месторождение Коргасын.  По административному делению  того времени эта громадная территория, примерно 800 тыс. квадратных километров по окружности относилась к  Кызылординскому округу. Жосалы был ближайшей железнодорожной станцией от строящегося Карсакпайского завода. В качестве перевалочной базы она была выбрана не случайно. Грузы, прибывающие для завода, разгружались здесь и доставлялись верблюдами и лошадьми на расстояние 430 километров. На этом неблизком пути было размещено 18 пикетов для караванов. Более семи дней караван шел до Карсакпая.  Несмотря на такую отдаленность, строительство заводов и шахт разворачивалось быстрыми темпами. На базу непрерывно поступали станки, двигатели, горюче-смазочные материалы.  По масштабам того времени это была грандиозная стройка.  
19 октября 1928 года – особая дата в жизни Карсакпайского завода. Комбинат начал давать металл, а Байконурские шахты – уголь. Вместе с ростом металлургического гиганта росли рабочие кадры из числа местного населения, в том числе и для будущего Жосалинского механического завода.
По иницативе и настоянию директора Карсакпайского комбината Ивана Васильевича Деева и главного геолога комбината Каныша Имантаевича Сатпаева – в будущем первого президента Академии наук Казахстана –  на станции Жосалы в 1930 году была организована крупнейшая  по тому времени автобаза – 300-350 автомашин с авторемонтными мастерскими Карсакпайского медеплавильного комбината. Основной задачей предприятия была транспортировка медной руды от рудников к железной дороге. Главный геолог Сатпаев не только побывал во всех точках на станции Жосалы, где работали специалисты  Геолкома, но и часто бывал в близлежащих  поселках, старался привлечь к стройке местное население, создать постоянный рабочий коллектив. Этому способствовали  школы ликбеза, курсы по подготовке буровиков, лаборантов, токарей, слесарей и шоферов. Некоторые курсы вел сам  Каныш Имантаевич.  
Почувствовать дыхание той поры сегодня нам помогут лозунги  на страницах газет тех лет:    «Неграмотный рабочий не может работать на буровой. Буровая – зто не скот, который можно погонять камчой. Это техника, которая подчиняется только грамотному человеку!», «Проснись, казах! Настала пора пересаживаться с верблюда на машину!».  Созданная в 1930 году на станции Жосалы автобаза Карсакпайского медеплавильного комбината просуществовала девять лет, до сдачи в эксплуатацию железной дороги «Караганда-Жезказган».
Ввиду увеличения объема работ и изменения профиля 15 июня 1939 года приказом народного комиссара цветной металлургии СССР авторемонтная мастерская была преобразована в  Жосалинский механический завод по изготовлению запасных частей горно-разведывательного оборудования с оставлением его в составе треста «Цветметразведка».  Создание завода ускорило процесс формирования национальных кадров рабочего класса. Но, тем не менее, завод с первых лет испытывал серьезные трудности.  Имеющееся оборудование было физически изношенным, конструктивно устаревшим и, по сути, непригодным для сложных и точных работ. Несмотря на эти и другие недостатки, на заводе шла полная реорганизация производства. Хоть и не так быстро, как хотелось, но завод обеспечивал выполнение плана последнего квартала 1939  и первого квартала 1940 годов. Было освоено производство и выпуск буровых станков КА-300 и КА-500  (300 и 500 – глубина бурения в метрах).  В течение  последних двух лет станочный парк завода почти не пополнялся оборудованием. Лишь в 1942 году заводу было передано оборудование эвакуированных с европейской части СССР заводов: два сверлильных станка, четыре токарно-винторезных, два  револьверных, один горизонтально-фрезерный и другие.

В ГОДЫ ВОЙНЫ…
Постановлением государственного Комитета обороны от 23 января 1942 года Жосалинскому механическому заводу был поручен выпуск 82-миллиметровых чугунных мин, это называлось «спецзаказом». Приказом народного комиссара цветной металлургии СССР от 6 марта 1942 года  было установлено задание достичь выпуска 10 тысяч мин в месяц.  В кратчайший срок был построен  литейный цех и освоена технология выпуска чугунных корпусов мин.  Для литья чугуна были смонтированы две трехтонные и одна пятитонная вагранки.  Благодаря самоотверженной работе коллектива уже к 1 апреля 1942 года под изготовление спецзаказа было занято 13 станков, суточный выпуск изделий иногда достигал 500 штук. В мае было выпущено 1084 мины, в июне – 5802 и за 22 дня июля – 7472 штуки при плане 5800 штук в месяц.  Под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» трудились рабочие всех цехов.  Мужчины уходили на фронт, их заменяли женщины и подростки.  Специалисты высокого класса оставались на заводе по броне, один из них  – Абдикадир Ансатов, который трудился на заводе формовщиком литейного цеха с 1936 по 1948 год.
Коллектив завода  совершил трудовой героизм, обеспечив досрочное выполнение  «спецзаказа».  Люди исполняли гражданский долг перед обществом, перед Родиной. За девять месяцев 1942 года рабочие обеспечили выпуск и отгрузили на фронт 62750 мин, а за первый квартал 1943 года – 23058  82-мм чугунных мин. То есть производственное задание было выполнено на 128 процентов, производительность труда поднялась до 148 процентов, себестоимость продукции была снижена на 5 процентов.  Каждый пятый рабочий являлся стахановцем, каждый шестой – ударником труда.
Во время войны из западных районов Советского Союза были эвакуированы не только станки, необходимые для завода, но и рабочие кадры, специалисты, квалифицированные инженеры. Один из них – доктор технических наук  Глеб Михайлович Знаменский,  работал до войны профессором технологического института им. Микояна в  Киеве.
Глеб Михайлович с декабря 1941 года по ноябрь 1942 работал главным инженером Жосалинского механического завода. Используя свои богатые научные знания и большой практический опыт инженера-технолога, он сумел наладить работу должным образом, внес значительный вклад в развитие завода и перестройку заводской жизни на военный лад.
Приказом Народного комиссариата от 26 апреля 1943 года производство мин было прекращено. Это  было связано с тем, что немецкие оккупанты стали терпеть поражения и начали отступать.  Жосалинский механический завод был слишком далек от линии фронта, и производства по изготовлению боеприпасов  стали перемещать  на освобожденные от врага территории.
С завода ушли на фронт и не вернулись 21 жосалинец: Асанов В., Абуев Ж., Блинов Е., Беимбетов С., Восхутдинов А., Деникин Б., Еспембетов Т., Еркебаев К., Кенжебеков, Кожакеев Б., Сеимбетов, Ткаченко В., Туганов М., Исмаилов Т., Боранкулов. Симбиркин, Бодыков Н., Съемщиков, Жапашев Д., Бойко Н., Самойлов. Те, кто трудились в тылу и были заняты производством продукции военного назначения, не знали отдыха, работали день и ночь. Работа завода начиналась с гудком: за час до начала  работы – один  длинный гудок, за полчаса до смены – два коротких гудка. Гудки были слышны на весь поселок.
«Мне неизвестно, какое наказание давали за опоздание на работу. Но я хорошо помню, что отец после первого длинного гудка очень спешил. Настенные часы с грузиками на цепочках он сверял с гудками и в течение дня часто посылал меня узнать время у соседей» – вспоминает сын одного из бойцов трудового фронта Сапен Абдикадирулы Ансатов.

…И В МИРНОЕ ВРЕМЯ
Вернувшись из армии после войны на заводе трудились участники Великой Отечественной войны:  начальником отдела технического контроля – Языков В.А., нормировщиком – Клинц К. А.,  мастером – Туманов М., секретарем парткома, начальником отдела кадров – Алжаев Б., токарем – Терещенко Д.А., юрисконсультом – Панин И.М., мастером, председателем заводского комитета профсоюза – Каржауов А. и многие  другие. Они посвятили всю свою трудовую жизнь заводу, воспитанию молодежи. Это не просто громкие слова, это в действительности так.    В 1970 году, в канун 25-летия Великой Победы,  на заводе оборудовали комнату боевой и трудовой славы, а в заводском сквере был установлен обелиск высотой пять метров в память о погибших товарищах.
В 1989 году была создана  специальная рабочая группа, которая занималась составлением истории Жосалинского механического завода. Члены группы  кропотливо трудились и,  перелистав тысячи папок архивных материалов, выпустили книгу  «Полвека в строю». Все материалы этой статьи взяты именно из той книги.  За годы существования Жосалинского механического завода директорами работали 11 человек, двое из них казахи – это Кусепов Ануар Кусепович (1976-1987 г.г.) и  автор этих строк.  
Работники каждого цеха и участка выпускали свои стенные газеты: «Станочник», «Литейщик», «Ремонтник», «Транспортник», «Энергетик». В  «Комсомольском прожекторе» не только критиковалась молодежь за недостатки и упущения, но и освещались недостатки и упущения руководства завода. Вопросы защиты интересов и прав рабочих  на заводе рассматривались в атмосфере товарищества и  демократии.
Собрания рабочего коллектива по  выполнению обязательств коллективного договора проходили бурно, директор завода  и гланый инженер  держали отчет перед  коллективом. Для руководства предприятия такое собрание всегда было серьезным испытанием.  В воспитании, профессиональном становлении  молодежи большую роль играли династии рабочих кадров. Обладая богатым опытом, высокими нравственными качествами, ветераны труда  оказывали огромное влияние на молодежь, на формирование ее активной позиции. Клуб Жосалинского механического завода был единственным культурным очагом в поселке Жосалы, где шесть дней в неделю  показывали кино, каждые субботу и воскресенье проводили танцы. По праздникам  организовывались вечера молодежи, различные игры и  викторины.
В заключение могу  сказать: быть членом рабочего коллектива завода – это означало пройти хорошую школу жизни, получить знания и трудовой опыт, которые невозможно  почерпнуть ни в одном учебнике,  в учебном заведении.    
16-5-2015 16 май 2015 г. 0 0