ВОСПИТЫВАТЬ СОЗИДАТЕЛЕЙ
Геннадий Алексеевич Козлов – учитель, которого хорошо знают не только в нашей области. Преподаванию математики он посвятил полвека. Он автор принципиально нового учебника «Геометрия 7-9 кл.» (планиметрия), изданного на грант ЮНИСЕФ. А его учебное пособие для учеников «Учись решать нестандартные задачи» поможет школьникам не только научиться решать математические задачи, но и мыслить оригинально, а главное, самостоятельно. Сегодня педагог делится своими мыслями о путях развития школьного образования в нашей стране.
Попробуем разобраться. Известны древние изречения «Ученик – это сосуд, который надо наполнить знаниями» и «Ученик – это факел, который надо зажечь». На протяжении веков средняя школа следует более простому первому подходу, при котором упор делается на передачу знаний от учителя к ученику. В этом процессе ученик пассивен и вся ответственность за обучение возлагается на учителя. Недостатками такого подхода стали зубрёжка, шпаргалки, иждивенчество со стороны учеников и их родителей, процентомания, бумаготворчество, показуха со стороны учителей и чиновников в образовании. Мы обманываем самих себя, мы, педагоги, воспитываем поколение приспособленцев-карьеристов.
Сегодня лозунг школы «Школа – территория детства». Детский сад до 17 лет! Делая упор на память ученика, мы слабо развиваем познавательную деятельность ученика, его мышление, его самостоятельность. Преимущество второго подхода очевидно – он активизирует мыслительную деятельность ученика, делает его участником процесса обучения и, значит, ответственным за свою учёбу. Но как «зажечь», заинтересовать ученика плодами своего учебного труда? Зададим себе вопрос: «В чём главный интерес ученика – в содержании изучаемого им материала или в результатах своей многолетней умственной познавательной деятельности?» Ответ: «Главный интерес ученика – в результатах своей многолетней умственной познавательной деятельности». Для учителя это значит – дать ученику знания необходимо, но это мало, главное, научить его правильно, самостоятельно мыслить, самостоятельно решать задачи, и не только математические, но и жизненно необходимые. При этом надо запомнить, что самое прочное знание – это знание, добытое самим учеником.
Как вылечить наше среднее образование? «Таблетками» должны быть многоуровневые вопросы, задачи, проблемы для самостоятельного решения учениками. Обучение в основном должно быть проблемным. Учитель –режиссёр процесса обучения, опытный наставник. Решение задачи – это творческий и логический умственные процессы в мозгу каждого человека. Творчество – это догадка, основанная на наблюдении, сравнении, аналогии, на личном опыте. Но не всякая догадка даёт верный результат, не всякий верный результат является оптимальным. Логический процесс — это аналитико-синтетическая деятельность головного мозга, опирающаяся на научные, системные, тщательно проверенные знания. Творчество открывает новые знания, логика обосновывает, закрепляет или отбрасывает эти знания. В отличие от учёного ученик, решая задачу, не делает общественно значимого открытия, но делает открытие для себя. И это приносит ему радость, удовлетворение, уверенность в себе! Так не надо лишать его этой радости и опыта! Надо в процессе познания научить его делать открытия и научно обосновывать их!
Великий швейцарский педагог И.Г.Песталоцци учил своих воспитанников природосообразным методом, то есть надо, утверждал он, найти у ребёнка талант и развить его. В каждом человеке природой заложены задатки творческих и логических способностей (их ещё называют интеллектуальными способностями). Надо выявлять и развивать эти способности с младенческого возраста, учить читать в 3-4 года. Для этого надо создать государственные развивающие программы для дошкольного и школьного образования с ориентиром на будущие профессии! В детских садах детям нужны игрушки, конструкторы созидающего характера. Заметил, что у детей игрушки, которые они могут только разобрать-сломать (практический анализ), но нельзя их вновь собрать (практический синтез). Тем самым мы начинаем воспитывать разрушителей, но не созидателей. Для школьников надо создать широкую сеть хорошо оснащённых разнообразных кружков по интересам, в первую очередь, технических, где они в непринуждённой обстановке постепенно выберут свою профессию. Для школьников нужны журналы типа «Умелые руки», «Юный техник», «Техника молодёжи» и т.д. Нужны специальные, серьёзные ТВ каналы, сеть книжных магазинов для школьников.
Обучение опирается на три платформы – цели, содержание, методы. Изменение цели обучения потребует изменения его содержания и методов. Отсутствие самостоятельности у большинства выпускников средней школы – серьёзный недостаток в обучении наших школьников. Стать самостоятельным после окончания средней школы – это значит, что ученику в школе надо научиться самостоятельно решать задачи (и не только математические).
Главной целью обучения в сегодняшней школе должно стать развитие творческого и логического мышления ученика, воспитание созидающей личности. Лозунгом современной средней школы должен стать «Сам себя сотвори!» Для этого ученику надо создать все условия. И здесь задачи — важное средство развития его творческого и логического мышления. К обучению учеников умственной деятельности надо подходить индивидуально, дифференцированно, то есть формировать их умственную деятельность на материале, который больше соответствует их потенциальным способностям (гуманитарный и естественно-математический уровни). Задачи, вопросы, проблемы можно ставить перед учениками по любому предмету. Содержание образования должно быть оптимальным для развития ученика и не создавать ему перегрузок. Стремление дать знаний как можно больше и шире в определённый момент становится вредным. Например, можно обсудить вопрос о сокращении в курсе математики тем «Производная, интеграл и их применение». Между классными и внеклассными занятиями, между занятиями и отдыхом должен быть баланс. Надо сделать 5-тидневку в неделе школьника.
Несомненно, что в процессе перестройки средней школы ведущая роль должна принадлежать математике, а, на мой взгляд, «Геометрия 7-9 кл.» (планиметрия) должна стать полигоном для развития творческого и логического мышления учеников. Почему? Потому что именно планиметрия отличается простотой своих объектов (точки, прямые, отрезки, выпуклые многоугольники, окружность, круг), краткостью и точностью решений своих задач. Сама геометрия благодаря аксиоматическому методу является самой стройной научной системой.
Процесс познания идёт «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». В этом процессе практике, где должна проявляться и закаляться самостоятельность ученика, в школе уделяется недостаточно внимания и мало времени. Главное для учителя – дать знания и закрепить их как-нибудь при решении стандартных задач, то есть задач, способ решения которых ясен из только что пройденного материала. К тому же учитель даёт ученикам уже готовые образцы решений типичных задач. Ученики по аналогии с этими образцами закрепляют пройденный материал на уроке и дома (на это по программе отводится минимум времени). На решение задач средней трудности у учителя на уроке фактически не остаётся времени. Вывод — в программах надо больше времени выделить на решение задач. Однако на пути решения большого количества задач по образцам («долбёжка') значительных результатов невозможно добиться. Вижу в школах, как учителя с учениками 9-х и 11-х классов, готовясь к ЕНТ, упорно и много на факультативных занятиях и во внеурочное время решают задачи. Но улучшение результатов незначительное. То, что в реформе среднего образования заострили внимание на конечный результат – решение задач, это правильно. Задачи стали средством контроля знаний учащихся. Многие (реформаторы) думают, что если ученик получил прочные знания, то он должен решить стандартную задачу. А если он забыл образец её решения? Тогда для этого ученика задача становится нестандартной и он вынужден будет заняться поиском её решения. Как вести поиск решения задачи? Ответ на этот вопрос для ученика (да и большинства учителей) остаётся загадкой. Заметьте, что одна и та же задача для одного ученика стандартная (он помнит образец её решения), для другого – нестандартная (он забыл образец её решения). А сколько образцов надо помнить? Можно ли их все запомнить? Если спросить человека, как он думал и нашел решение задачи, то он окажется в затруднительном положении и не ответит. Осознание и овладение до некоторой степени человеком своим мышлением в процессе решения задач на ранней ступени обучения – это важнейшая и благородная задача образования XXI века. А как быть со знаниями? Понятно всем, что «пустая голова» не мыслит. Значит, для ученика приобретение знаний становится целью. Важно понять, что первостепенную роль играют не столько знания, сколько умение их применять в процессе решения различных задач. Можно представить, что ученику на экзамене разрешат пользоваться учебником, но это ещё не гарантирует, что он решит задачи.
Чтобы сознательно вести поиск решения нестандартных задач, ученику кроме знаний по предмету надо иметь знания методологического характера — из чего состоит задача, что такое логическое решение (доказательство), пути и методы решения задач, как правильно думать при решении задач, память и мышление, каковы инструменты (приёмы) умственной деятельности при решении задач и т. д. Чтобы учителю-предметнику не отрывать время на сообщение этих знаний, ответы на эти вопросы должны найти своё отражение в предмете «Самопознание» (5-7 классы). В этом курсе не на строгом научном уровне, а на конкретных примерах из различных областей знания (в первую очередь математики) ученики должны уже на раннем этапе обучения получить представление о своём мышлении и приёмах умственной деятельности. Учителю-предметнику останется только знать и развивать эти представления на конкретных задачах. Считаю, что надо содержание важного предмета «Самопознание»(5-11кл.) направить в практическую сторону.
Поставленная цель требует усиления межпредметных связей, индивидуализации обучения. Для решения последнего на помощь идут компьютерные технологии, которые сегодня энергично внедряются в учебный процесс. Но компьютерные технологии — всего лишь современные технические средства обучения, которые не совершат коренной перестройки школы. Главное сегодня – задействовать и развить основной «компьютер» –
мозг молодого ещё человека. Остальное, совершенствуясь, он должен сделать для себя сам. Самообразование надо сделать привычкой каждого школьника. Для этого надо оснастить школьные библиотеки разнообразной современной учебной и методической литературой. И писать её, в первую очередь, должны все учителя высшей категории по заказу министерства или без него.
В этом непростом деле начинать надо с учителя, формируя его как творческую личность в вузе и при повышении его квалификации, выделить в неделе день его самообразования, заинтересовать материально. Педвузам надо дать больше самостоятельности, отделив их от университетов, пересмотреть планы, больше времени уделить педпрактике студентов. Предстоит огромная работа всей педагогической общественности. Делать эту работу надо внимательно, поэтапно внедряя в жизнь. От среднего образования зависят высшее образование, наука, экономика, мораль, нравственность, культура. Именно в средней школе закладывается фундамент личности человека.
На выполнение поставленной цели направлены мои учебник «Геометрия 7-9 кл.» (рус.,каз.) и учебное пособие для учащихся «Учись решать нестандартные задачи». Благодаря новому подходу в изложении материала, основанному на усовершенствованной мною аксиоматике Евклида-Гильберта, простоте и краткости доказательств теорем, последовательности изложения материала от простого к сложному, мой учебник, считаю, составит достойную альтернативу учебникам А.В.Погорелова, Л.С.Атанасяна и другим. Без альтернативы не с чем сравнивать, нет прогресса.
Предлагаю национальную идею-при-зыв «Построим общество созидателей!».