Наталья ЧЕРНЕЙ
«КВ» уже писали о том, что в Кызылорде в начале прошлого года был открыт завод ТОО «Smart Rubber», инновационная составляющая которого заключается в том, что исходным сырьем здесь служат отработавшие свое автомобильные шины. Напомним, что это совместное предприятие ТОО «Дорстройсервис» и ТОО «КазКаучук». Партнер проекта – немецкая компания под руководством Герхарда Фризеля.
Утилизация старых шин сегодня стала достаточно острой проблемой во всем мире. Ежегодно количество автотранспорта увеличивается, а вместе с тем, что вполне логично, растут и объемы изношенной резины. На это и сделало ставку руководство ТОО, при этом решило, почему бы не использовать отходы для производства новой отечественной продукции? Это и стало толчком к созданию предприятия ТОО «Smart Rubber», где фактически два производства – завод по механической переработке изношенных автомобильных шин с получением новейшего материала активной резиновой крошки Smart Rubber и линия по выпуску инновационных трубок подпочвенного орошения SmartDrop, изобретателем которой и является Герхард Фризель.
– Таких линий, которые выпускают трубки для подпочвенного орошения на основе переработки изношенных шин в мире только три, и находятся они на родине их изобретателя Герхарда Фризеля, в Германии, – рассказывает директор ТОО Бижан Жанамкулов. – Мы долго вели с ним переговоры, чтобы установить такую линию в Кызылорде. Ведь одно дело просто утилизировать старые шины, другое – превратить отходы в полезные доходы. Так у нас появилась эта линия.
Это, можно сказать, визитная карточка нашего завода, поскольку у нас впервые в Казахстане налажена система производства трубок для подпочвенного орошения из изношенных автомобильных шин. Такой метод во всем мире считается очень эффективным наряду с дождеванием и капельным наземным орошением.
В Казахстане на законодательном уровне запрещено хранение использованных шин. Под запретом их сжигание. Подсчитано, что из тонны горящих шин в атмосферу выделяется около 270 килограммов сажи и 450 килограммов токсичных газов.
Запрещено складирование шин на полигонах: эксперты утверждают, что для полного разложения одной покрышки требуется не менее трехсот лет, и в течение всего этого срока в атмосферу выделяются вредные вещества. И потому переработке шин нет альтернативы.
В нашей области, по данным управления статистики, в 2013 году было выработано 8918,28 тонны легковых, грузовых и автобусных шин. Казалось бы, с сырьем у ТОО проблем быть не должно, ведь мощность завода позволяет перерабатывать до 2,5 тысячи тонн сырья в год. Но за год с небольшим завод переработал всего …400 тонн утиля, половина которого была завезена из Актюбинской, Атырауской и других областей Казахстана.
В области более 240 различных предприятий и организаций, но только шесть заинтересовались новым делом и решили заключить договора с предприятием на утилизацию старых шин. Остальные отмалчиваются.
Возможно, причиной тому стало то, что шины на переработку берут бесплатно, хотя по закону владелец опасных отходов, к которым относятся и шины, должен сам нести расходы по их утилизации. Как это, например, происходит с энергосберегающими лампами. Закон РК «Об энергосбережении» заставил руководителей предприятий и организаций сдавать использованные лампы на утилизацию и платить за это, в противном случае предусмотрен штраф, и немалый.
По словам Бижана Жанамкулова, если они будут платить за исходное сырье, то это довольно чувствительно ударит по стоимости конечной продукции. Из полторы тонны изношенных шин выходит около 700 килограммов резиновой крошки, которая стоит 70 тенге за килограмм, и 3,9 погонных метра трубок подпочвенного орошения по 80 тенге за погонный метр.
Из выпускаемой продукции завода спросом сейчас пользуются только трубки для орошения. Их, как правило, покупают для озеленения территорий крупные предприятия города и частный сектор, то есть завод сейчас работает вполсилы, здесь трудятся 15 человек, а при полной загрузке рабочими местами могут быть обеспечены 50 человек. Подсчитано, что даже незначительное повышение расходов завода – будь-то транспорт или сбор сырья, тут же повлечет рост цен на товар, что в итоге может привести к тому, что продукция завода станет неконкурентоспособной.
Между тем, это производство, безусловно, не только нужное, но и экологически безопасное. До настоящего времени в Кызылорде серьезно утилизацией шин никто не занимался. В основном, бэушные шины у нас просто сжигали.
Здесь бы и порадоваться за предприятие. Увы, хэппи-энд еще не близок… Главная проблема – отсутствие сырья – так и не решена. Владельцы отходов предпочитают шины сжигать или закапывать, но не отдавать в переработку. Между тем, согласно п. 1 ст. 288 Экологического кодекса РК физические и юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны предусмотреть меры безопасного обращения с ними, соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования и выполнять мероприятия по их утилизации, обезвреживанию и безопасному удалению. Иными словами, все изношенные шины подлежат обязательной утилизации, и точка.
– На практике же изношенные покрышки чаще всего вывозятся на полигоны для захоронения или сжигания, – продолжает Бижан Жанамкулов. –
Бывает, что руководители, узнав, что мы им за шины ничего не заплатим, говорят, что имеют договора с другими предприятиями по утилизации шин. В Казахстане таких предприятий несколько, но они занимаются только утилизацией, мы же имеем новаторский подход, у нас старые шины превращаются в полезную, и что немаловажно, экологически чистую продукцию. Ничего не выбрасывается, не сжигается и не закапывается. Но даже если предположить, что местные предприниматели отправляют свой утиль в другие регионы страны, то понятно, что несут при этом транспортные расходы. Нам бесплатно не хотят сдавать, а другим отдают и еще за это платят деньги?
Как бы то ни было, это противоречит экологическому законодательству, в котором прямо предусмотрен запрет на захоронение использованных шин на полигонах. Возникает вопрос, кто должен контролировать исполнение закона?
По словам юриста областной палаты предпринимателей Ирины Ким, контроль за соблюдением экологических требований при обращении с коммунальными отходами обеспечивают местные исполнительные органы – уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
Понятно, что отрасль по переработке отработанных шин у нас только-только зарождается, но таким отношением мы можем убить ее, так и не развив.
Главная проблема на сегодня в реализации проекта, по мнению Б.Жанамкулова, заключается в отсутствии механизмов взаимодействия власти, общества и бизнеса для поставки отходов от предприятий и организаций области. Этот проект выгоден для нашего государства, поскольку закрывает сразу несколько позиций, о которых говорил Президент страны: это реализация государственного проекта по «зеленой экономике», применение инновационных технологий, привлечение иностранных инвестиций (реализован с учас- тием немецкой стороны), трудоустройство населения и развитие казахстанской экономики.
Но как побудить владельцев отходов к цивилизованному отношению к природе и уважению к закону? Этот вопрос пока остается открытым.