• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

МОСТЫ, КОТОРЫЕ СБЛИЖАЮТ

Канат Торекожа — давний читатель «Кызылординских вестей». Он родился и вырос в Терен-озеке. С 2007 года живет и работает в Астане. Пять лет был помощником депутата Парламента Жакипа Асанова.
Столичная жизнь и расстояния не отдалили нашего земляка от того, чем живет область. Его внимание привлекли публикации о строительстве моста через реку в Сырдарьинском районе в местных СМИ, в том числе и в нашей газете. Некоторые моменты, связанные с финансированием этого проекта, Канат Торекожа посчитал нужным уточнить. Ниже приводим его письмо в редакцию с небольшими сокращениями.
Хотел бы дать кое-какие пояснения, поскольку в курсе всей истории данного вопроса.
Действительно, в этом стратегически важном объекте местное население нуждается вот уже более полувека, и он —давняя мечта теренозекцев.
В бытность депутатом Мажилиса Ж.Асанов занимался реализацией ряда инициатив и проектов. Но главным его приоритетом стал наказ уважаемых аксакалов — членов Совета ветеранов Теренозекского  района народному избраннику, который, кстати, тоже вырос в этом поселке. Нужно было решить вопрос финансирования моста из республиканского бюджета.
И Жакип Кажманович занялся этим с полной отдачей.
Требовалась куча документов – сам проект моста, его технико-экономическое обоснование, заключение госэкспертизы, их согласование с госорганами. Наше каждое рабочее утро начиналось с проработки этих вопросов. Жакип Кажманович встречался с министрами транспорта, финансов, экономики,  председателем агентства по делам строительства, директором госэкспертизы. Постоянно, чуть ли не каждую неделю был на связи с тогдашним акимом области Б.Куандыковым, начальником управления автомобильных дорог О.Шаменовым, его заместителем А.Мырзабай, экспертом РГП «Госэкспертиза» Бобровым, сотрудником проектной компании «Геопроект» А.Чженом и другими.
Надо отметить искренний интерес и горячее участие в решении финансирования заместителя председателя облфилиала партии «Нур Отан» А.Божановой, которая как никто другой знает эту проблему и на протяжении всей своей трудовой деятельности поднимала этот вопрос на разных уровнях.
В Парламенте вместе с депутатами ¬из Кызылординской области С.Аимбето-вым, К.Бисеновым, М.Абеновым и                       К. Идрисовы쬬   Асанов озвучил  три депутатских запроса Премьер-Министру.  
После долгих попыток и неоднократных корректировок документы были согласованы и сданы в Минфин, который верстал проект республиканского бюджета. Это был август 2011 года.
Но и после этого в проект бюджета на 2012-2014 годы финансирование моста не попало. Минфин объяснил это тем, что объект дорогостоящий, и к тому же нужно сокращать расходы из-за мирового финансового кризиса. Одним словом, возникла сложная ситуация.
Оставался единственный вариант – идти к Премьер-Министру. На приеме у него депутат  привел убедительные аргументы о важности моста для экономического и социального развития региона.
При этом была показана визуальная карта. В ней отражена река длиной в 1281 километр, вдоль которой 270 населенных пунктов. Однако на всей этой линии — лишь 4 капитальных моста (в Жанакоргане, Кызылорде, Жалагаше и Жосалы). И острая необходимость в нем наиболее сильно ощущалась именно рядом с Теренозеком.
Ж.Асанов передал Премьер-Мини¬стру просьбу теренозекских аксакалов, добавив, что каждый житель сорокатысячного Сырдарьинского района знает, что их депутат сегодня на приеме у главы правительства, и они ждут очередного номера районной газеты «Тіршілік тынысы», чтобы узнать результат этой встречи. А слова Премьера были такие: «Я понял проблему, мост здесь нужен, он будет иметь мультипликативный эффект как экономический, так и социальный. Передайте большой привет аксакалам. Решим вопрос». При этом он дал указание Е.Кошанову (ныне руководитель канцелярии Премьер-Министра), чтобы с учетом дороговизны объекта (2,550 млрд.) его финансирование разбить на три года.
После этого средства были выделены и закреплены в законе о республиканском бюджете.
Как известно, с 2009 года республиканский бюджет формируется сразу на трехлетний период. Поэтому средства на строительство были предусмотрены на три года вперед, т.е. на 2012-2014 годы. В частности, на 2012 год – 500 млн. тенге; на 2013 год – 1 млрд. тенге; на 2014 год – 761 млн. тенге.
Согласно Бюджетному кодексу 90% выделяет республиканский бюджет, остальные 10% — местный. Таким образом, из центра было выделено  2 млрд. 261 млн., а из областного – 255 млн.
Эти средства Правительство ежегодно выделяло акимату Кызылординской области.
В 2013 году (это был сентябрь) компания-подрядчик хотела получить деньги, предусмотренные не только на 2013 год, но и на будущий 2014-й.   
В разговоре с тогдашним министром транспорта Ж.Асанов, работая уже в Генеральной прокуратуре, высказал мнение, что нельзя досрочно выделять деньги, поскольку подрядчик захочет авралом закончить объект, и к тому же строительные работы пришлись бы на зимний период. Было важным не допустить риска, чтобы бюджетные средства были впустую растрачены и возникла угроза завершения строительства.
Возможно, из-за этого и пошли слухи, что финансирование приостановлено. Не исключено, что сама же компания и распространила эти слухи.
Еще раз повторюсь, все средства в полном объеме были запланированы еще в 2011 году и ежегодно выделялись области. В конце концов, не может же республиканский бюджет профинансировать гособъект наполовину.
Об этом писала и районная газета «Тіршілік тынысы» в ноябре 2013 года, где я разъяснил, что информация в СМИ, в том числе и ряде телеканалов, – это лишь слухи, и они ни в коей мере не соответствуют действительности.
В целом, все важные новости с самого начала строительства мы постоянно публиковали в районной газете, поскольку судьба моста интересовала, прежде всего, население именно этого района («Тіршілік тынысы» от 14.12.2011 за №103, от 19.05.2012 за №42-43, от  2.11.2013 за №86 и др.).   
Однако Жакип Кажманович все время подчеркивал, что не все зависит от финансирования. Не менее важен контроль за качеством и сроками строительства. И по его мнению, успешное за¬вершение данного объекта во многом обусловлено тем, что руководителем   области стал известный в стране человек Крымбек Елеуович Кушербаев, хорошо знающий эту проблему. Он сразу же взял ход строительства под личный контроль, тем самым обеспечив его успешное завершение.  
Мы  с нетерпением ждем торжественной церемонии открытия моста, чтобы порадоваться вместе с земляками.
16-9-2014 16 сентябрь 2014 г. 0 0