• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

УЧИТЕЛЬ-ПРАКТИК: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОПЫТА

София АЛДАМЖАРОВА
Более ста учителей со всех концов региона прошли курсы повышения квалификации в областном Центре педагогического мастерства.
– Если быть точным, то специальные курсы по первому продвинутому уровню прошли сто восемь человек. И по второму основному уровню – 60 учителей. Все педагоги сдали квалификационные экзамены, вернулись в свои школы внедрять ключевые идеи программы, то есть начали транслировать опыт НИШ, – разъясняет директор Центра педагогического мастерства София Камалова. – На днях ждем второй поток курсантов. Всего же до конца текущего года в нашем Центре курсы повышения квалификации пройдут 325 учителей.
Отметим, что основными направлениями деятельности Центра педагогического мастерства являются распространение лучшего педагогического опыта учителей-новаторов, повышение квалификации педагогов в соответствии с мировым опытом, создание сетевого образовательного сообщества педагогов, а также создание условий  для их профессио-нального образования... Так вот учителя, прошедшие курсы в Центре, уже активно внедряют лучший мировой опыт в свою ежедневную практику.
К примеру, в новом совершенно формате проходят уроки русского языка и литературы в кызылординской школе № 9, которые ведет Валентина Ильичева.
– После курсов я пересмотрела свою методику преподавания, внесла много интересного и полезного, что почерпнула на курсах, – говорит она. – Признаюсь, что в прошлом мои уроки были «театром одного актера», где главным действующим лицом была я сама. Сейчас же мне нравится роль режиссера урока, а действующие роли принадлежат ученикам. Процесс урока стал гибким, я бы сказала, что сейчас ученики сами ведут урок. Опираясь на их интерес, я подбираю такой материал, который заставляет их критически мыслить, анализировать, сопоставлять, примерять на себя. Заметила, что дети стали меньше бояться ошибиться, я объяснила им, что любая точка зрения достойна того, чтобы ее выслушать и оценить, что в любой здравой мысли есть рациональное зерно. Ученики признаются, что им стало интереснее заниматься на уроках, меня это радует. Понимаю, что успех детей в первую очередь зависит от того, как учитель умеет организовывать учебный процесс. Как это получается у меня, судить моим коллегам и учащимся. Думаю, что опыт, приобретенный на курсах повышения квалификации, не пропадет даром. Процитирую слова М. Монтеня, которые повышают самооценку учителей: «Чтобы научить другого требуется больше ума, чем, чтобы научиться самому». Я верю в свой успех, а значит, и мои ученики будут успешными людьми.
Лучший передовой опыт внедряет в свою практику и учитель школы № 7 Лилия Кистаубаева, которая прошла третий уровень повышения квалификации в Центре.
– Мы сейчас живем в такое время, когда все вокруг меняется. Мы, учителя, тоже должны подстраиваться под этот мир. В частности, менять подходы в преподавании предмета. Курсы, которые я прошла в Центре педагогического мастерства, позволили посмотреть на уроки под диаметрально противоположным углом. Не скрою, до знакомства с программами Центра на уроках преобладал авторитарный тип общения, сейчас же учитель и ученик являются равноправными партнерами. Мои уроки по-новому очень понравились детям, они почувствовали себя намного свободнее. А это способствует более продуктивному процессу обучения. Я поняла, что ученикам понравилось работать в группах, и эта форма работы стала на моих уроках основной. Дети научились слушать друг друга, доверять. Самое главное они обучаются во взаимодействии, я лишь направляю их.
Считаю, что учитель должен нести радость, радость познания. Знания нельзя передать, как какую-то вещь. Необходимо помочь до них дотянуться, надо увлечь детей и самому увлечься. Тогда обязательно будет результат. Это проверено на собственном опыте. И еще. Учитель должен быть молод душой. А иначе нельзя, ведь работая с молодежью, заряжаешься их оптимизмом, энергией.
Надо сказать, что Центр реализует проект, который предусматривает повышение квалификации учителей общеобразовательных школ по уровневой программе, соответствующей лучшим международным образцам. Так, разработана трехуровневая программа тренингов для педагогов. К примеру, на третьем базовом уровне осуществляется подготовка учителей к руководству процессом обучения учащихся, планированию и практической реализации серии последовательных уроков в классах. На втором (среднем) уровне идет подготовка учителей к процессу обучения своих коллег посредством менторинга и коучинга. На первом (продвинутом) уровне осуществляется подготовка учителей к процессу организации и руководства профессиональным сообществом учителей в рамках сети школ.
Курсы повышения квалификации по первому продвинутому уровню прошла и учитель русского языка и литературы аральской школы-лицея № 14 Жанна Кунарова, которой присвоен статус учителя-лидера.
– Первый продвинутый уровень подразумевает помимо пересмотра методики преподавания предмета на уроках также и передачу лучшего опыта своим коллегам, – говорит она. – А это, признаюсь, не легче, чем внедрять новинки в свою практику. В нашей школе очень позитивные и мобильные учителя, которые с удовольствием перенимают новый опыт. Я посещаю их уроки, они приходят на мои, учатся применять в своей практике новые методы. Происходит так называемый взаимообогащающий обмен опытом. Сейчас мои коллеги активно реализуют на практике такие новые подходы в преподавании и обучении, как диалоговое обучение, привитие навыков критического мышления… Всем своим коллегам внушаю, что надо учить детей применять знания на практике. Но чтобы обучать детей по новым методикам, учитель должен меняться сам. Дети – это маленькие звездочки, которые надо уметь зажечь. Я не устаю повторять «Каждый ребенок – бесценен и уникален, обладает гигантским потенциалом, способен достичь всего, чего только пожелает. Главное дать им правильное направление.
№160 от 29 октября 2013 29 октябрь 2013 г. 0 0