• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕНСИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Во исполнение поручений Главы государства, данных в Послании народу Казахстана 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» и на расширенном заседании Правительства РК 23 января 2013 года, в Казахстане проводится поэтапная модернизация пенсионной системы.
Целью модернизации является формирование целостной государственной политики в области пенсионного обеспечения граждан с сохранением многоуровневой модели пенсионного обеспечения, повышением ставки замещения утраченного дохода пенсионной выплатой, а также обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы.
Как всем известно, на первом этапе модернизации 21 июня 2013 года принят Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» предусматривающий:
1) создание Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ), что позволит не только сохранить пенсионные накопления, но и обеспечить их прирост за счет контролируемого и эффективного размещения пенсионных активов;
2) переход от добровольных к обязательным  профессиональным пенсионным взносам для лиц, занятых во вредных и особых условиях труда. Это создаст дополнительные возможности формирования необходимых пенсионных накоплений для более раннего выхода на пенсию лиц, занятых в тяжелых и вредных для здоровья условиях.
3) унификация пенсионного возраста женщин в целях увеличения стажа участия в накопительной пенсионной системе и, соответственно, роста пенсионных накоплений женщин.
Повышение пенсионного возраста женщин согласно пенсионному законодательству будет осуществляться постепенно, начиная с 2018 по 2027 годы, т.е. в течение 10 лет, по 6 месяцев ежегодно.
Если сегодня не проводить эту реформу, то завтра большая часть женщин окажется без достаточных пенсионных накоплений и соответственно без достаточных пенсий.
В таких условиях унификация пенсионного возраста предлагается не для экономии бюджетных средств, а для увеличения стажа участия женщин в накопительной пенсионной системе и увеличения объема пенсионных накоплений, что, соответственно, приведет к повышению размера получаемой пенсий из НПС.
В настоящее время разрабатываются меры по дальнейшему совершенствованию системы социального и пенсионного обеспечения с сохранением всех обязательств государства.
Повышая пенсионный возраст, Правительство понимало, что нужно принять дополнительные меры по обеспечению занятости населения, и прежде всего женщин среднего возраста.
Этому будут способствовать реализуемая государством Дорожная карта занятости 2020, направленная на содействие продуктивной занятости и рост трудовых доходов, в рамках которой женщины отнесены к целевым группам населения, имеющим приоритетное право на содействие в трудоустройстве и иные формы социальной поддержки.
Данная программа является логическим продолжением реализации дорожных карт  2009  и  2010  годов и Программы занятости 2020.
Программой определено приоритетное содействие занятости женщин и молодежи. В целях конкурентоспособности женщин на рынке труда в рамках Дорожной карты занятости им предоставляется возможность:
бесплатного обучения по востребованным на рынке специальностям, направление на социальные рабочие места, субсидируемые государством, молодежную практику. При этом на период обучения им предоставляется материальная помощь на проезд и проживание, выплата стипендии;
открытия или расширения собственного дела, через получение микрокредита и обучения  основам предпринимательства;
осуществления добровольного  переезда в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития, где есть потребность в трудовых ресурсах. Таким семьям будет оказано содействие в трудоустройстве на новом месте жительства, в обеспечении служебным жильем и  предоставления субсидий на переезд.
Содействие адаптации женщин на рынке труда после выхода из отпуска по уходу за детьми. В целях повышения конкурентоспособности центры занятости, в соответствии с трудовым законодательством, обеспечивают повышение квалификации, при необходимости переобучение и  получение новой востребованной специальности за счет средств государственного бюджета.
Кроме того, в целях нивелирования рисков, связанных с поэтапным повышением пенсионного возраста женщин, постановлением Правительства утвержден Комплексный план содействия занятости лиц старше 50 лет (инициатива 50+).
«Инициатива 50+» направлена в первую очередь на содействие занятости лиц предпенсионного возраста (старше 50 лет) и включает в себя мероприятия по трудоустройству на создаваемые рабочие места в рамках реализуемых государственных и отраслевых программ.
Предусматривается ряд мер, направленных на широкое применение женского труда, использование дистанционных форм занятости, развитие надомного труда, а также по развитию предпринимательства для женщин.
Таким образом, повышение пенсионного возраста до 63 лет будет способствовать увеличению пенсионных накоплений за счет продления стажа участия в накопительной системе на 5 лет.
Кроме того, в рамках второго этапа модернизации пенсионной системы, по поручению Президента Республики Казахстан, озвученных в обращении к народу Казахстана  от 7.06.2013 года,  для обеспечения непрерывности осуществления пенсионных взносов и увеличения объема пенсионных накоплений  будет введено субсидирование с 1 января 2014 года дополнительных обязательных пенсионных взносов женщин  в период нахождения в отпусках по уходу за детьми.
На эти цели в проекте республиканского бюджета на 2014-2016 годы предусмотрено 8,8 млрд. тенге – в 2014 г., 10,1 млрд. тенге – в 2015 г., 11,7 млрд. тенге – в 2016 г.
Размер субсидий обязательных пенсионных взносов в пользу получателей социальных выплат будет составлять разницу между 10% ОПВ с дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений и фактически удерживаемыми ОПВ с социальных выплат. Размер субсидий не будет превышать размера минимальной заработной платы.
Кроме того, с учетом поручений Президента, озвученных в обращении к народу Казахстана  от 7.06.2013 года,  будет разработан комплекс мер по  дальнейшей модернизации системы пенсионного обеспечения до 2030 года, предусматривающий солидарную ответственность государства, работодателя и работника за уровень социальной защиты граждан, а именно:
а) введение 5% обязательных взносов работодателей.
В рамках обязательного накопительного уровня каждый работник (вкладчик) несет ответственность за собственное обеспечение в старости (10% обязательных пенсионных взносов со своих доходов). При этом государство несет ответственность по ряду вопросов, включающих гарантирование реальной стоимости пенсионных накоплений по каждому вкладчику при выходе на пенсию и пожизненное обеспечение базовой пенсионной выплаты.
В этой связи для обеспечения участия всех сторон трудовых отношений в пенсионной системе будут введены обязательные пенсионные взносы работодателей в пользу своих работников.
б) поэтапное повышение обязательных профессиональных пенсионных взносов еще на 5%.
В целях дальнейшего развития профессиональной системы, а также поддержания ставки взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне нагрузки будут поэтапно увеличены ставки обязательных профессиональных пенсионных взносов с 5 до 10%.
Такие основные направления модернизации пенсионной системы в Республике Казахстан, результаты которой должны привести к повышению уровня пенсионного обеспечения граждан, усиление солидарной ответственности граждан, работодателей и государства, обеспечение финансовой устойчивости системы.
Лиман БОРАНБАЕВА,
руководитель департамента
по контролю и социальной защите по Кызылординской  области.
№160 от 29 октября 2013 29 октябрь 2013 г. 0 0