СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: НАГЛЯДНО, ОБРАЗНО, ДОСТУПНО
Ботагоз АЖАРБАЕВА
Два года назад в Казахстане в рамках государственной программы развития образования была внедрена система электронного обучения «E-learning», направленная на обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям.
Проект состоит из двух этапов. На первом до 2015 года на электронную систему образования будут переведены 50 процентов всех учебных заведений страны. На втором – к 2020 году – уже 90 процентов организаций образования.
По словам директора областного ресурсного центра информационно-коммуникационных технологий в образовании Карлыгаш Акишевой, в нашей области новая система стартовала в 2012 году, к ней были подключены 30 учебных заведений (25 средних школ и 5 колледжей). До конца 2013 года электронная система обучения будет функционировать еще в 22 школах. В целом же к 2015 году по этому проекту будет работать половина школ в области.
— Система электронного обучения «E-learning» — это принципиально новое направление, которое определяет общесистемный методологический подход с охватом всех уровней образования, — говорит К.Акишева, — сегодня она присутствует в системе образования всех стран мира с новыми инфокоммуникационными технологиями. Наше государство создает все условия для того, чтобы новая система стала действенным фактором подготовки к будущей профессиональной деятельности. Электронное обучение готовит школьников к их будущей жизни, где почти все услуги будут электронными.
Независимо от того, в какой школе учится ребенок, город¬ской или сель¬ской, он будет иметь равный доступ к современному учебному процессу.
Уже сегодня в учебных организациях, где введена система электронного обучения, рабочие места учителей оснащены компьютерами современной модификации, мультимедийными проекторами и интерактивными досками. Успешно в школах внедряются планшетные компьютеры для школьников. В дальнейшем новыми технологиями будут оснащены библиотеки, кабинеты медицинского работника, учитель¬ские. Компьютеры будут подключены к Интернету с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек.
Вместе с системой электронного обучения обновляется система управления. Новая технологическая инфраструктура школ и колледжей предполагает разработку различных систем управления – школой, классом, обучением, тестированием и другими составляющими, которые являются единой платформой системы электронного обучения, разработанные как компьютерные программы – функционалы для учителей и учащихся, директоров и завучей, классных руководителей и т.д. Все они связаны с Национальной образовательной базой данных. Еже¬дневный поток информации от каждой системы в отдельности позволит управленцу любого уровня образования владеть реальной ситуацией, объективно определять рейтинги организаций образования и перспективу развития.
На серверах школ и колледжей размещены цифровые образовательные ресурсы по каждому предмету и каждой теме. Это не только готовые ресурсы Национального центра информатизации, но также могут быть и самостоятельные разработки самих педагогов, учащихся и студентов.
— Электронные образовательные ресурсы — это отличное подспорье в работе педагога, — отмечает Гульжан Айдарова директор школы-гимназии №3, где год назад была введена система электронного обучения, — они выполнены в строгом соответствии с государственными учебными программами. Сегодня разработано более 5,5 тысячи ресурсов по таким предметам, как история Казахстана, казахский язык, математика, химия, физика. Это значит, что наши учителя имеют на своем рабочем столе-компьютере готовые дидактические материалы по каждой теме. Стоит кликнуть мышкой, и ученики получат мультимедийные анимированные объяснения исторических событий, к примеру, видеоролики о военных сражениях. Или же различные лабораторные занятия по точным наукам и т.д. Электронные ресурсы отличаются именно тем, что на каждом уроке учитель может использовать живое иллюстрированное объяснение темы.
По мнению педагогов, применение электронных ресурсов на уроках значительно повысило интерес учеников к обучению, которое стало наглядным, образным и доступным. Показателем эффективности является и улучшение их успеваемости. В свою очередь через Интернет с учебными достижениями и уровнем знаний своих детей могут ознакомиться родители.
Как и любая электронная программа, система электронного обучения дает сбои в работе. И главная причина — дефицит соответствующих специалистов. По словам Г.Айдаровой, сейчас функции по освоению и техническому контролю за работой сложной программы выполняют сами педагоги, у которых и без того предостаточно забот. В идеале же для нормальной работы электронной системы в учебных учреждениях должны быть системные администраторы плюс заместитель директора по внедрению этой системы обучения. Такие кадры успешно, к примеру, введены во многих школах других регионов. Только при наличии этих специалистов можно будет поставить всю электронную систему обучения в области на более высокий уровень.
О технических трудностях, часто возникающих в процессе электронного обучения, рассказывает и директор школы №198 Рамза Исмаилова. Программа часто «зависает», работает не в полную силу. Нередко вообще отсутствует Интернет-связь.
В идеале с введением электронной системы вся отчетная работа педагогов и руководства школы должна быть оформлена в электронном виде. Программа, по сути, и была введена для того, чтобы устранить рутинную работу учителей, из-за которой зачастую и уходят из школы многие педагоги. На практике же наряду с электронными отчетами до сих пор сохранились и бумажные. Получается, у учителей вдвойне повысилась нагрузка.
По словам исполняющей обязанности начальника отдела информационных технологий регионального института повышения квалификации педагогов Акманат Иниятовой, в нынешнем году в целях освоения программы электронного обучения здесь уже обучились 280 учителей-предметников. В целом по области на сегодня соответствующие сертификаты получили более тысячи педагогов, которые активно используют свои педагогические наработки в образовательном процессе.