Таша БЕРЕЖНАЯ
Покупая тот или иной продукт питания, будь то хлеб, мясо, макароны или что-то еще, мы рассчитываем на то, что получим качественный товар, изготовленный с соблюдением всех необходимых требований. В том числе – и антисанитарно-гигиенических. Но, увы, не все производители соблюдают правила.
Недавно сотрудники областной прокуратуры обнаружили в Кызылорде подпольную, то есть действующую без соответствующих документов, пекарню по адресу Караша, 1. Да и какие могут быть разрешительные документы, если хлеб производили в … гараже? Паутина на стенах и грязные разделочные столы, здесь нет и намека на водопровод и канализацию. А значит, о соблюдении работниками правил личной гигиены тоже нет речи. Пыль и вредные микробы идут тут как добавка к воде, муке и соли. У работников ни спец- одежды, ни санитарных книжек. То есть производство продукта не контролируется медиками.
У нас подпольно делают не только водку. Думаю, многим попадался хлеб, мякиш которого почему-то хрустит на зубах, а во рту оставляет известковый привкус. А уж случай, когда свежий хлеб через день черствеет и покрывается плесенью, знаком каждому. Такой хлеб у нас развозят по магазинам, владельцы которых даже не соизволят проверить у поставщиков документы о законности деятельности предприятия. А если бы владельцы магазинов отказывались брать на реализацию хлеб неизвестно кем выпеченный, то и таких пекарен было бы меньше.
Маленькую, но очень активную «левую» пекарню обнаружили прокуроры и по адресу Абуова, 5, где выпечкой хлеба занимались граждане Республики Узбекистан, осуществляющие свою рабочую деятельность с нарушением трудового, налогового и санитарно-эпидемиологического законодательства.
А в 3-м укрупненном квартале, в доме №1, на первом этаже трудовые мигранты занимались выпечкой самсы, тоже безо всяких на то разрешительных документов.
В поле зрения сотрудников прокуратуры попал и цех по выпуску полуфабрикатов в микрорайоне «Арай», 29-й квартал, 9-й участок. Здесь в антисанитарных условиях, безо всяких санитарных и других разрешений рабочие лепили пельмени, а потом развозили по магазинам города.
Подвальные пекари грешат и тем, что нарушают рецептуру выпечки. Могут вместо сливочного масла втюхать маргарин, «забыть» добавить сухое молоко, яйца, сахар... Или закладывают все это в меньших объемах. Излюбленный прием – заменить высший сорт муки первым. Простым гражданам никогда не заметить подмену, а производитель получает существенную выгоду.
Как сказала пресс-секретарь областной прокуратуры Манат Шаймерденова, к нарушителям по результатам проверок будут приняты соответствующие меры.
Это, конечно, хорошо, как и то, что у нас хоть на пару подпольных пекарен стало меньше. Но сколько их еще осталось?
Сегодня хлебный бизнес – мощная золотая жила. Хлеб покупают каждый день. Не принято считать чужие деньги, но годовая прибыль пекарни, скорее всего, исчисляется миллионами. При этом «экономят» на налогах, поскольку производство нигде не зарегистрировано.
Вот и получается, что кому- то закон писан, а кому-то нет.