• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПРАВ ТОТ, КТО ЗНАЕТ СВОИ ПРАВА

Татьяна ГРАБЛЕВСКАЯ
Каждый день мы совершаем покупки или заказываем услуги для удовлетворения наших потребностей. И нередко случается, когда товар не соответствует нашим требованиям,  мы хотим, чтобы продавец либо обменял товар, либо вернул деньги за него. В рамках интерактивного общения с нашими читателями мы выявили самые наболевшие вопросы кызылординцев и попросили на них ответить директора  Кызылординского общества защиты прав потребителей  Серика Тенизбаева.
«На рынках города продавцы обманывают на весах – мы платим за больший вес, чем купили. Законно ли, что они до сих пор пользуются циферблатными весами, а не электронными?
Нуржамал Бисембаева, пенсионерка».
– Весы могут быть и циферблатные, и электронные, здесь придраться не к чему. Но замечу: весы должны быть не в единичном экземпляре. Одни должны быть у продавца для взвешивания готовых продуктов (печенье, конфеты). Другие – для взвешивания сырых продуктов – рыбы и мяса, например. Если это требование не соблюдается, применяются административные меры. Если вы заметите, что такое нарушение имеет место, нужно сообщить в санэпидемстанцию.
Что же касается обвешивания и обсчета  это тоже для продавца может обернуться административной санкцией. Если вы сомневаетесь в правильности подсчетов продавца, вправе потребовать перевесить и пересчитать. Вообще, контрольные весы должны быть в каждом магазине, где продают продукты. Если же их нет, сообщите об этом опять же в санэпидемстанцию либо в Комитет технического регулирования. Ведь это тоже нарушение правил торговли.
 
 «Имеет ли право продавец использовать целлофановые пакетики вместо перчаток?
 Ольга Ким».
– Перчатки обязательны, но заменить их могут щипцы, совок, лопатка и эти самые пакетики. Главное, чтобы продавец не брал хлебобулочные изделия голыми руками.
                                                                                 
 «В прошлом году мы купили холодильник «LG». Стоил  83 тысячи тенге. Уже через два месяца он сломался. Отремонтировали по гарантии. Потом снова сломался. Опять ремонт. Теперь холодильник нерабочий, стоит дома. Я хотела его вернуть в магазин, но мне в сервисном центре сказали, что принять смогут его только тогда, когда в гарантии кончатся талончики (там их четыре, два уже оторвали). У меня такое чувство, что меня за нос водят, а до истечения сроков гарантии остается пара дней....
Бекторе  Есенгараев».
– Нет, это не правда, что обменять холодильник или вернуть уплаченную сумму можно только по истечении гарантии. Любой потребитель вправе вообще отказаться от ремонта и потребовать возврата денег. Для этого нужно написать официальный отказ от ремонта и представить его в ту торговую точку, где вы приобрели технику.

 «В январе купил жене электрическую мясорубку. Молоть она не стала сразу же. По гарантии отдал ее на ремонт в сервисный центр. Но после ремонта она все равно не работает. В конце концов выяснилось, что отремонтировать ее мне не смогут – нет запасной части. Когда я поехал забрать свои деньги у  продавца, он мне их не отдал, сказав, что я обязан вернуть мясорубку. Это действительно так?
Нурсагат Махамбетов».
– Статья 30 Закона «О защите прав потребителей» гласит: техника, которая не устроила вас в качестве, должна быть возвращена продавцу. А тот, в свою очередь, должен вернуть вам ваши деньги. Так что продавец здесь прав.

«В ТД «Агжан» купила пуховик. Продавец не дал кассовый чек, сказал что у него нет кассового аппарата. В каких торговых точках они обязательно должны быть?
Оксана Липко».
– В каждой! Это требование введено в нынешнем году, и оно должно исполняться всеми торговыми точками без исключения. Даже теми, которые работают по патенту.

«Часто в магазинах и на рынках весы мы, покупатели, видим, а вот как продавцы подсчеты ведут на калькуляторе, нам уже не видно. Потому что калькулятор у них лежит за весами. Должны ли подсчеты вестись на глазах покупателя?
Меруерт Омирзакова».
– В Законе о защите прав потребителей об этом ничего не сказано. Но каждый продавец, если вам кажется, что вас обманывают, обязан дать вам возможность проверить заявленные им характеристики. То есть предоставить этот самый калькулятор, чтобы вы лично все пересчитали. И весы, чтобы вы перевесили.

«Хотела купить своему сыну йогурт в супермаркете, но не нашла на нем срока годности. То, что фирма не написала даты,  правомерно? И еще, в последнее время замечаю, что часто на дне йогурта срок годности выбит, но так, что не разберешь цифр. Продавец успокаивает, мол, сегодня привезли, но ведь он и на складе мог лежать месяц. Что в этом случае делать?
Гулайим Райымбаева».
– Статья 17 Закона «О  безопасности пищевой продукции» гласит: сроки годности должны быть не просто указаны в обязательном порядке, но и к тому же на двух языках – государственном и русском. Если увидели продукт без срока годности или его невозможно прочитать, сообщите санитарным врачам. Торговая точка должна убрать такой продукт с прилавка.

 « В ТД «Атамекен» купила мужу рубашку. Когда дома он ее примерил, она оказалась мала. На следующий день продавец отдела не взяла ее обратно, объяснив это тем, что рубашка была куплена со скидкой. Я действительно не могу теперь вернуть эту вещь  обратно?
Нина Журавлева».
– Нет, продавец не прав – вы можете вернуть вещь в течение 14 дней с момента покупки. Наличие скидки никакой роли не играет. Единственный нюанс – товар не должен быть ношеным, на нем должны быть ярлыки. Если вы его пару раз куда-то надели, то вернуть его, конечно, нельзя.

 «Скажите, пожалуйста, должен ли продавец информировать покупателя о том, почему именно на определенную вещь дается скидка? Имеет ли он право умалчивать о скрытых дефектах? Сможем ли мы потом вернуть товар, если поймем, что скидка была вовсе не сезонная или праздничная, а дефектная?  
Айнагуль Ауанова».
–    Если скрытые недостатки не были оговорены продавцом, покупатель вправе товар вернуть. В Гражданском кодексе даже такая формулировка есть: продавец в ответе за недостатки проданного товара, даже если он о них не знал.
№№161-162 от 2 ноября 2013 02 ноябрь 2013 г. 0 0