Игорь ТИТЕНОК
ТОО «СП «АзовАралАгромаш» пополнило линейку выпускаемой техники универсальным колесным трактором. Это производство создано совместно с Белградским (Сербия) заводом IМТ (Индустриальные машины и тракторы).
С генеральным директором СП Нуртаем Ительгиевым беседуем в цехе, где собираются тракторы. Из первой партии пятнадцати машино-комплектов уже собрано четырнадцать, продано два, другие покупатели, проявив интерес, изучают возможности сербских тракторов, их эффективность.
– Наш партнер в Сербии, – рассказывает мой собеседник, – как производитель универсальных колесных тракторов хорошо известен в Европе, и в большей степени ее балканском сегменте. Выпускаемая здесь техника по своим характеристикам вполне соответствует высокому европейскому уровню. По своим возможностям модель, которую мы выбрали для сборки в Казахстане, во многом соответствует хорошо известному нашим сельхозпроизводителям трактору МТЗ-80 белорусского производства, только мощность у белградского трактора на тридцать лошадиных сил меньше. А это значит, потребность в дизельном топливе практически в полтора раза меньше.
Тот, кто бывал в сельской местности европейских стран, наверняка обратил внимание, что тракторы здесь сплошь небольшие или вовсе из категории мини. Объясняется это просто – дорогое топливо для машин. У нас теперь тоже цены на ГСМ приближаются к мировым, так что в сельском хозяйстве, да и в других отраслях спрос на экономичную технику устойчиво растет. Спрос-то растет, но предложений по тракторам мощностью пятьдесят лошадиных сил и меньше по Таможенному союзу нет. Вот поэтому выбор пал на этот Белградский завод IМТ.
На этом предприятии выпускают не только тракторы мощностью от 28 до 101 кВт (140 лошадиных сил), но и различное прицепное и навесное оборудование к ним. Теперь у нас в Кызылорде можно заказать к такому трактору нужный плуг, пресс-подборщик (собирается в этом же цехе), разбрасыватель удобрений, погрузчик, сеялку и далее по каталогу.
В принципе все это и даже больше есть у трактора «Беларусь», и почему наш сельхозпроизводитель или, например, коммунальник должен отдать предпочтение белградскому трактору кызылординской сборки? Об экономии горючего поговорили, а как с ценой?
– Пока цена у нашего трактора почти такая же, как у МТЗ-80 – в пределах 23-24 тысяч долларов. К сожалению, нам приходится включать в цену таможенный налог в 15 процентов. Поскольку в Таможенном союзе не производится техника, которую мы завозим, мы обратились в Правительство РК с предложением отменить эту пошлину. Если это произойдет, то наш трактор станет на 15 процентов дешевле МТЗ-80.
Это один путь сделать эту технику доступнее для наших покупателей. Другой путь – лизинговые программы. Мы как производители добиваемся включения нашей продукции в эти программы, а сельхозпроизводителю остается только ими воспользоваться.
На презентацию кызылординского сборочного участка белградских тракторов приехало почти всё руководство завода. С ними беседовал аким области Крымбек Кушербаев. После этого руководитель области дал поручение включать белградско-кызылордин-ский трактор в специальную лизинговую программу СПК «Байконур». Так что теперь эта техника станет доступной для очень многих сельхозпроизводителей.
Затевая сборочное производство тракторов, конечно, надо подсчитать не только возможности сельхозпроизводителей для приобретения такой техники, но и теоретические потребности в ней. Если мы хотим иметь сельское хозяйство, чем-то похожее на европейское, то надо иметь в виду, что там, на селе, в каждом дворе есть, как минимум, один трактор. Нам до такого уровня очень далеко, но если у нас в каждом аульном округе появится по 10-15 таких тракторов с прицепным и навесным оборудованием, то объем производства, а значит, уровень жизни на селе буквально подскочит вверх. Учитывая такой расклад, на 140 наших аульных округов потребуется полторы тысячи тракторов. Значит, есть смысл налаживать сборочное производство тракторов в Кызылорде. Сборка на месте – это не только удешевление продукции, но и другой уровень сервиса, снабжения запасными частями, которые в качестве бонуса получают приобретатели техники.
И еще. Новый товар в любом сегменте обостряет конкуренцию, а значит, играет на руку тому же сельхозпроизводителю. Это не только теория, но подтвержденный практикой СП «АзовАралАгромаш» результат. Было время, когда монопольным поставщиком пресс-подборщиков в наш регион был Россельмаш. И цена на эту технику была три с половиной миллиона тенге. СП стало собирать в своих цехах сербские пресс-подборщики и реализовывать их по два с половиной миллиона тенге. Россельмаш с рынка не ушел, но цену снизил до 2,8 миллиона тенге. Похожая история была и с рисовыми жатками, только там поставщик вовсе ушел с рынка, не выдержав конкуренции.
Снижения цены можно добиться и путем перехода от мелкосерийной сборки к большим партиям. Для этого надо расширить рынок сбыта с областного масштаба до южноказахстан-ского. Не секрет, что хлопкоробы соседней области испытывают нужду в специальных (трехколесных) тракторах для своих полей. Серб-ским партнерам была предложена задача создать такую машину на базе выпускаемых тракторов. Она показалась им вполне решаемой, и белградские конструкторы принялись за дело. Если этот проект перейдет в практическую плоскость, то СП «АзовАралАгромаш» значительно увеличит свои обороты, а значит, ещё более снизит цены на свою продукцию.