• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ ФОРУМА

Владимир Новак, генеральный директор АО «Шмерал Брно»:

 

– Кызылординская область представляет большой интерес для инвесторов. Потенциал региона большой: экономические, общественно-политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток инвестиций в экономику, у вас вполне благоприятные.

Наша компания ведет свою историю с 1861 года. Несмотря на все экономические перипетии, нам удалось сохранить свое устойчивое положение в поставках кузнечно-прессового оборудования для автомобилей, сельскохозяйственной и авиационной промышленности, а также инструментов общего пользования. Будем рады сотрудничеству с кызылординскими коллегами, тем более, что в регионе намерены развивать металлургический кластер. Уверен, что наша продукция будет интересна. Отмечу, что чешские фирмы на протяжении многих десятилетий принимают участие в строительстве и модернизации промышленности многих стран, мы намерены расширять горизонты сотрудничества. Оборудование с товарным знаком «Шмерал» известно в кузнечно-прессовых и штамповочных цехах более чем пятидесяти стран на всех континентах. Мы бы хотели поставлять надежные, безопасные технические изделия и в ваш регион и готовы стать надежным партнером для заказчиков. Нам будет интересно сотрудничество с казахстанскими компаниями в рамках реализации инновационных проектов.

Сергей Соловьев, член совета директоров компании «Marsupilami Services Sarl»:

– Известно, что инвесторы вкладывают средства обычно в те регионы, где стабильная политическая и социальная обстановка. А визит крупных иностранных инвесторов и бизнесменов в вашу область свидетельствует об инвестиционной привлекательности региона. Кызылординским предпринимателям нужно воспользоваться представившейся возможностью и наладить взаимовыгодные партнерские связи на перспективу.

Наша компания представляет вниманию руководства области, бизнес-структур новые технологии строительства автомобильных дорог. Это инновационная продукция для строительства дорог, различных площадок из любой местной почвы, которая позволяет минимизировать все затраты. Хотим наладить сотрудничество с дорожно-строительными компаниями области, имеющими большой опыт, привлечь местную технику и профессиональные кадры, тем самым содействовать организации новых рабочих мест. Инновационность нашего проекта в том, что в сжатые сроки можно будет решать вопросы по логистике, в частности, в плане строительства автомобильных дорог за максимально короткие сроки, расходуя меньше средств. В вашей области хотим реализовать пилотный проект, показать, как новые технологии работают и какого эффекта можно ожидать в экономическом и экологическом аспектах.

Аргинказы Бекмурзаев, генеральный директор ТОО «Water LAB KZ»:

– Не сомневаюсь, что проведение международного бизнес-форума позволит привлечь в область немало серьезных инвесторов. Это повлечет развитие инфраструктуры, обустройство населенных пунктов, налоговые поступления, а в целом – рост благосостояния населения.

Наша компания занимается изготовле-нием и поставкой водоочистительных систем для населенных пунктов, промышленных предприятий, мини-производств. В вашей области с участием нашей компании будет вестись строительство завода по производству мембранных установок. Выбрано место в индустриальной зоне Кызылорды, такой же проект намерены реализовать в Жанакорганском районе. Научная сторона проекта проработана с известными российскими учеными. Хочу отметить, что мембранная технология позволяет в одну ступень удалять из воды большинство растворимых загрязнений. Наши технологии дадут возможность сэкономить бюджетные средства на централизованное водоснабжение и гарантировать высокое качество очищенной воды. Думаю, наше сотрудничество будет плодотворным и взаимовыгодным.

Уришбай Чоманов, завотделом КазНИИ переработки и пищевой промышленности, академик НАН РК:

– Приятно присутствовать на форуме такого масштаба. Цель визита профессоров и ученых нашего НИИ – оказать помощь в развитии агропромышленного комплекса. У нас есть ряд инновационных проектов, наработок и идей по переработке животноводческого сырья, а точнее, мясо-молочной продукции. К примеру, мы занимаемся разработкой новых видов молочной продукции на основе кумыса и шубата, в частности, можно организовать производство сухих порошков из кисломолочной продукции на экспорт. Точно так же с помощью наших разработок можно будет изготавливать новые колбасные изделия с экспортным потенциалом. В общем, нам есть, что предложить. Будем рады сотрудничеству.

Мурат Нугманов, директор Кызылордин-ского автобусного парка:

– Форум для кызылординских предпринимателей – это возможность наладить деловые связи, расширить горизонты для бизнеса. Благодаря поддержке Главы государства в области реализуются инвестиционные проекты, которые позволят преобразовать экономику региона и дадут новый импульс его развитию. Активно развиваются промышленное производство, сфера малого и среднего бизнеса, сельское хозяйство. Идет интенсивная реализация государственных программ по индустриально-инновационному развитию, благодаря которым создаются новые производства, рабочие места.

У нас активно развивается инфраструктура, ведь именно на этом главный акцент делают иностранные инвесторы. К тому же для повышения инвестиционной привлекательности в Кызылорде создана индустриальная зона. Здесь, кстати, располагается и наш парк на двести автобусов. Первая партия комфортных автобусов прибудет в декабре, затем поставки ожидаются в начале следующего года. Постепенно современные автобусы, которые станут работать на природном газе, будут курсировать на всех маршрутах. В перспективе – создание газовых заправок для них.

Аскарбек Далханов, руководитель фирмы «Даму»:

– Интересно присутствовать на форуме такого масштаба, где всегда можно найти партнеров для бизнеса. В нашей области оказывается активная поддержка малому и среднему бизнесу, который, по большому счету, является оплотом экономики.

Сейчас большое внимание уделяется развитию инфраструктуры, что является одним из основополагающих факторов для привлечения иностранных инвестиций. Так, более восьмисот километров международной автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай» проходит через нашу область. При этом порядка восьмидесяти пяти процентов населенных пунктов выгодно располагаются вдоль этой трассы. Наша компания участвует в проекте организации центров придорожного сервиса вдоль этого автокоридора. Планируем разместить на нашем участке мотель, автозаправочную станцию и станцию техобслуживания, центр досугового отдыха. В общем, предоставим весь спектр услуг с самым современным сервисом. Мы будем рады сотрудничеству, поддержке со стороны коллег и партнеров.

 

Кодовое слово партнерства — инвестиции

Концепция будет реализована в три этапа по таким направлениям, как устойчивое использование водных ресурсов, развитие устойчивого и высокопроизводительного сельского хозяйства, энергосбережение и повышение энергоэффективно-сти, развитие электроэнергетики, система управления отходами, снижение загрязнения воздуха и сохранение и эффективное управление экосистемами.

Министр отметил, что в Казахстане к 2030 году ожидается дефицит до 14 млрд. кубометров воды. Сегодня народное хозяйство Казахстана потребляет 20 кубокилометров воды. Для решения проблем водной безопасности необходимы радикальные меры. Это – внедрение влаго-сберегающих технологий для орошения сельхозземель, переход на менее влагоемкие сельхозкультуры, снижение потерь в системе орошения и транспортировке, повышение водосбережения в промышленности и устранение утечек в домах и магистралях, уменьшение загрязнений и очистка водных бассейнов.

В электроэнергетике ставится цель достичь совокупной доли альтернативных и возобновляемых источников энергии в размере 30% к 2030 году и 50% – к 2050 году. По оценкам международных экспертов, потенциал возобновляемых источников энергии в Казахстане выглядит крайне привлекательным, в том числе и в нашей области.

По расчетам, к 2050 году преобразования в рамках «зеленой экономики» позволят дополнительно увеличить ВВП на 3 %, создать в стране более 500 тысяч новых рабочих мест, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг, обеспечить повсеместно высокие стандарты качества жизни для населения.

Начальник управления Федерального космического агентства «Роскосмос» на космодроме Байконур Анатолий Белоконь выступил с докладом об использовании потенциала космодрома для развития промышленного комплекса.

Комплекс «Байконур» помимо прямого назначения по запуску космиче-ских ракет является памятником истории техники. В разрезе туристической деятельности «Байконур» – это бренд мирового уровня, потенциал которого в настоящее время практически не используется. В целях улучшения туристической инфраструктуры космодрома и популяризации космонавтики разработана проектно-сметная документация для строительства на одной из стартовых площадок наблюдательного пункта для просмотра пусков ракет.

Не менее перспективным инвестиционным направлением видится расширение производственного сектора. По словам А. Белоконя, есть резон вкладывать инвестиции в легкую промышленность, текстильное и кожевенное производство и другие сферы.

Выступивший на форуме директор горно-металлургического института Казахского национального технического университета имени К.Сатпаева Канат Рысбеков сообщил хорошую новость: институт готов выделить образовательные гранты для кызылордин-ских выпускников школ, чтобы они могли получить образование по тем специальностям, которые сегодня и в перспективе будут востребованы для нашей экономики.

На пленарном заседании выступили вице-министр индустрии и новых технологий РК Нурлан Сауранбаев, посол Республики Корея в РК Пэк Чу Хен, управляющий директор по региональному сотрудничеству АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEXINVEST» Нурболат Сейтмагамбетов и другие.

В ходе пленарного заседания был подписан ряд меморандумов о взаимном сотрудничестве между акиматом Кызыл-ординской области и инвесторами.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО

И МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРОВ

Секция с таким названием на форуме была под номером один, и по привлекаемым инвестициям в отрасли создаваемые кластеры в регионе реально вне конкуренции.

Модератор заместитель акима области Галым Амреев коротко пояснил, почему руководство области с чрезвычайной настойчивостью вводит металлургический и машиностроительный кластеры в экономику региона. Сегодня промышленность области – это 93,6 процента нефть и уран. Колебание цен на мировом рынке на это сырье может болезненно отражаться на нашем развитии. Чтобы этого не было, надо задействовать другие полезные ископаемые региона, но обязательно с переработкой в продукт с высокой добавленной стоимостью. А этого, как известно, можно добиться, только создавая металлургическое и машиностроительное производство.

Заместитель председателя Комитета геологии и недропользования МИНТ РК Акбатыр Надырбаев напомнил собравшимся, чем богаты недра области. Про нефть и газ вроде многое известно – это сегодня наше главное подземное богатство. Однако по запасам углеводородов наш регион – это всего лишь два процента страны. Зато по ванадию наши разведанные запасы – это 66 процентов всего Казахстана. При этом надо учитывать, что наша страна занимает первое место в мире по запасам этого металла в подземных кладовых. По запасам свинца и цинка у нас тоже все в порядке – запасов руды хватит на работу металлургических заводов на многие десятилетия.

Даже золото у нас есть, но его подсчитанные запасы (23 тонны) предполагают, что его извлечением лучше заниматься предприятиям малого и среднего бизнеса.

На севере области в Приаралье есть три (одно из них трансграничное с Актюбинской областью) месторождения бурого железняка. И они уже заинтересовали потенциального инвестора, который предполагает построить в Южном Казахстане завод по производству полумиллиона тонн стальной продукции в год. Забегая вперед, скажу, что Галым Амреев привел целый пакет убедительных доводов исполнительному директору ТОО «Ferrum Vtor» Тулегену Бекбауову о том, что этот завод эффективнее построить близ Саксаульской, к тому времени узловой станции. Во-первых, до месторождений рукой подать, во-вторых, экспортный выход к морпорту Актау на тысячу километров короче.

Как реализуется кластерная инициатива, рассказал заместитель председателя правления АО «НК СПК «Байконур» Искандер Сейдаханов.

– В соответствии с принципом «тройной спирали» (государственные органы – бизнес – наука) по поручению акима области мы обратились в Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья РК с предложениями разработать научные основы формирования металлургического кластера с учетом уникальных запасов кварцитов Каратау.

В регионе уже велись экспериментальные работы, НИОКР по получению ванадиевосодержащих продуктов на месторождении Баласаускандык. Оценивая перспективы мировых рынков ванадия, наукоемких инновационных продуктов, производимых на их основе (ферросилиций с низким содержанием алюминия, феррованадий, ферромолибден), которые дают возможность производить высокотехнологичные стали (электротехнические, конструкционные, нержавеющие, магнитные и другие), совместно с учеными и практиками пришли к выводам о целесообразности формирования в регионе металлургиче-ского консорциума по кластерной модели. В 2013 году запущена автоклавная переработка ванадиевой руды месторождения Баласаускандык.

Впервые в горно-металлургическом комплексе глубокая промышленная переработка сложного полиметаллического минерального сырья ведется без техногенных отходов. Это казахстанская технология, не имеющая зарубежных аналогов, защищена тринадцатью патентами об изобретениях.

Получены первые тонны казахстанского метаванадата аммония, парамолибдата аммония. Этим самым создаются предпосылки для более высокого технологического передела – производства новых модификаций специальных сплавов, ферросплавов.

Ферросплавный завод – ядро и сердцевина металлургического кластера – замыкает технологическую «цепочку» глубокой промышленной переработки многокомпонентных кварцитов Каратау.

По оценкам Национального центра по комплексной переработке минерального сырья РК и независимых экспертов, затраты на строительство завода ферросплавов с инфраструктурой составят около 450 миллионов долларов. Первая очередь производства металлургического кластера рассчитана на переработку 500 тысяч тонн руды в год с получением порядка 3,5 тысячи тонн оксида ванадия и до 80 тысяч тонн
специальных сплавов. Вторая очередь производства – переработка 4 миллионов тонн руды в год.

В рамках кластера планируется создать производство продукции более высоких переделов, в том числе специальных сортов сплавов, жидких удобрений, серобетона и других. Уже сейчас на основе ванадиевосодержащих продуктов возможна организация производства ванадиевых аккумуляторов, необходимых для бесперебойной работы солнечных батарей и других альтернативных, возобновляемых источников энергии.

Для энергообеспечения ферросплавного завода и стабильного функционирования мощностей по переработке ванадиево-молибденовой руды потребуется строительство электростанции (150 МВт), работающей на сопутствующем газе месторождения Кумколь, либо газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент». Прогнозные затраты на сооружение газотурбинной электростанции – 240 миллионов долларов, в том числе необходимо строительство установки по переработке и перекачиванию газа (УППГ) ориентировочной стоимостью 150 миллионов долларов. Газотурбинная электростанция будет потреблять около 310 миллионов кубометров газа в год. Для этого было бы целесообразно передать в ведение АО «СП «Байконур» газовое месторождения «Придорожное» в Южно-Казахстанской области на приграничных территориях с нашей областью. Его вовлечение в оборот металлургическим кластером и генерирующими мощностями, работающими на природном газе, даст возможность создания энергетического хаба.

Предложение по глубокой промышленной переработке кварцитов Каратау тесно смыкается с работой, проводимой ФНБ «Самрук-Казына» по реабилитации и технологической модернизации полиметаллических месторождений Шалкия, Талап. Эти проекты объединяют инфраструктурные составляющие, возможность проведения единой научно-технической политики, нацеленной на переработку минерального сырья без техногенных отходов в рамках металлургического кластера.

Потребуется выделение средств из централизованных источников, институтов инновационного развития на подготовку ТЭО, ФЭО и ПСД по строительству завода ферросплавов – до 45 миллионов долларов и газотурбинной электростанции – до 15-17 миллионов долларов. В этом случае мы сможем привлечь к проекту металлургического кластера серьезных инвесторов.

Требуют решения вопросы финансирования 2-й очереди автоклавной переработки кварцитов фирмой «Балауса». Предложения на сумму 23 миллиона долларов находятся на рассмотрении в «Самрук-Казына».

Зашла речь и о том, когда решится вопрос о выкупе рудника Шалкия. Галым Амреев сказал, что на эту тему у руководителя региона был разговор с Главой государства. Нынешнему владельцу этого предприятия предложено до конца года определиться с решением и ценой вопроса. Она, по предварительным данным, немалая – 250 миллионов долларов. При этом надо учесть, что для эффективной работы рудника Шалкия при нем нужно построить обогатительное производство, металлургический завод и задействовать еще месторождение Талап, то есть создать свинцово-цинковый металлургиче-ский кластер. На это потребуется еще полмиллиарда долларов.

Свое веское слово в работе секции сказали и представители науки: профессор Московского института стали и сплавов Александр Федоров, главный ученый секретарь РГП «Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья» Светлана Ефремова, заместитель председателя правления АО «Национальный научно-технологический холдинг «Парасат» Ляззат Мылтыкбаева.

Большой серьезный разговор закончился подписанием целой серии меморандумов.

 

ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Во второй секции «Транзитный потенциал региона – возможности для развития» участники обсуждали стратегию логистического потенциала Казахстана, проект строительства пассажирского терминала аэропорта города Кызылорды, объектов придорожного сервиса в области...

С докладом выступил директор департамента инвестиций АО «Национальный центр развития транспортной логистики» Жанибек Нурсеитов. Он, в частности, отметил, что АО является дочерним предприятием «Казахстантемиржолы». Сегодня компания реализует масштабные проекты, направленные на модернизацию и развитие транспорт-но -логистического комплекса страны. В первую очередь это строительство новых железных дорог. Общая протяженность введенных в строй и запланированных в 2014 году в эксплуатацию новых железнодорожных линий составляет 2500 километров. В течение трех лет планируется полностью сформировать отечественную сеть транспортно- логистических центров класса А и В с участием частного сектора. В Кызылординской области наблюдается дефицит складов этих классов – потребность региона составляет 6 тысяч квадратных метров. Также в областном центре отсутствуют частные терминалы, на базе которых можно было бы создать транспорт-но-логистические центры. В связи с этим АО выбрало оптимальный земельный участок для строительства транспортно-логистического центра – это примыкание в районе станции Белькуль. По этому проекту завершена разработка всех технико-экономических обоснований, идет подготовка к сдаче на госэкспертизу.

Реализация проекта позволит создать новые рабочие места, увеличить экспорт-ную долю переработанной продукции, транзитные грузопотоки, а также обеспечит продовольственную безопасность.

О проекте строительства пассажир-ского терминала аэропорта Кызылорды рассказал заместитель директора ТОО «Turkuaz Invest» Нурлан Досаев. По прогнозам, пассажиропоток в области к 2020 году составит 723570 человек, что практически в семь раз больше, чем в 2010 году. Соответственно, возрастут и грузоперевозки. Все это позволит аэропорту стать самоокупаемым уже в ближайшие семь лет.

Интересным было выступление менеджера ТОО «ELIT Astana group» Жанар Баяновой. Она, в частности, сказала, что в настоящее время их фирма ведет работу по развитию придорожной инфраструктуры в республике. В связи с этим компания планирует строительство объектов дорожного сервиса и брендирование его в национальном стиле, то есть оформление интерьера объектов будет выполняться в национальных традициях, с использованием местного колорита. В Кызылординской области их компания выбрала три участка вдоль автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай».

О перспективах развития железнодорожной отрасли Казахстана рассказал начальник управления Комитета транспорта и путей сообщения Министерства транспорта и коммуникаций РК Ернар Маулетханов. По его словам, у железнодорожников много планов, которые они хотят претворить в жизнь. В первую очередь это строительство железной дороги Жезказган – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь, а во-вторых, реализация проекта строительства железнодорожной линии в обход станции Алматы.

Представитель компании «Marsu-pilami Services Sarl» Cергей Соловьев ознакомил участников инвестфорума с применением новых технологий при строительстве автомобильных дорог.

Были подписаны ряд меморандумов о сотрудничестве: с американской компанией «Мэдисон интернейшнл» – о строительстве нового завода по производству энергосберегающих светодиодных ламп, с компанией «Меррис Ассет Менеджмент» – о взаимопонимании и сотрудничестве по реализации проектов реконструкции и модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства; о сотрудничестве в сфере строительства объектов придорожной инфраструктуры вдоль автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай».

 

ПРОИЗВОДСТВО

РИСА И МЯСА

На заседании третьей секции рассматривались вопросы развития рисоводства и мясного животноводства.

Первым выступил исполняющий обязанности председателя правления АО «КазАгроПродукт» Анас Баккожаев. Сделав краткий обзор состояния дел в животноводстве республики, он акцентировал внимание на нашей области, где, в частности, стоит проблема увеличения количества откормочных площадок. Учеными доказано, что себестоимость мяса коровы, которая пасется на вольных пастбищах, значительно выше, чем той же буренки, которая откармливалась на специальной площадке. И поэтому хозяйства региона должны обратить на это самое пристальное внимание. Прежде чем выдавать кредиты хозяйству, которое занимается животноводством, необходимо тщательно изучить его производственную базу, себестоимость конечного продукта.

Сегодня разговор идет о том, чтобы субсидии получали те крестьянские хозяйства, которые будут сдавать скотину на откормочные площадки. И потому сейчас региону нужны проекты по их организации.

В ближайшем будущем будут решены вопросы обработки шерсти и шкур животных. Например, овцеводы начнут получать субсидии не только на производство мяса, но также шерсти и шкур. Акционерное общество, в свою очередь, готово выдавать субсидии хозяйствам, которые изъявили желание перерабатывать шерсть и шкуры.

Теме развития мясного животноводства в Приаральском регионе Казахстана, проблемам и путям их решения было посвящено выступление заместителя директора ТОО «Юго-Западный НИИ животноводства и растениеводства» Нуридина Алибаева.

– Без кормопроизводства нет и не может быть откормочных площадок, – подчеркнул ученый. – Если хозяйство имеет возможность заготавливать необходимые корма, это очень хорошо. Однако в большинстве случаев этот вопрос остается нерешенным.

В настоящее время происходит деградация пастбищных и сенокосных угодий. Для того, чтобы привести все это в надлежащий порядок, нужно время и очень кропотливая работа.

Директор Кызылординского филиала АО «Аграрная кредитная корпорация» Сакен Абенов рассказал о финансировании проектов по региону. Он коснулся вопроса о том, какие виды кредитов предусмотрены для тех крестьян, которые занимаются растениеводством или животноводством. 8 кредитных товариществ, которые работают в области с 2012 года, к настоящему времени выдали кредитов на общую сумму 3,6 миллиарда тенге. Сейчас ведется работа над тем, чтобы максимально облегчить процедуру получения кредитов.

О научных исследованиях в сель-скохозяйственной отрасли рассказал в своем выступлении директор ТОО «Кызылординский научно-исследовательский институт рисоводства» Серикбай Умирзаков.

Был подписан ряд меморандумов. В частности, о сотрудничестве по развитию рисового кластера, о сотрудничестве по развитию сборочного производства сельскохозяйственной техники в Кызылординской области.

* * *

Сегодня участники форума продолжат работу в Байконуре.

 

СПРИЦЕЛОМ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Объект, который посетила делегация в Жанакорганском районе, – рудник на свинцово-цинковом месторождении Шалкия, – пока простаивает из-за двукратного падения цен на свинцовый и цинковый концентрат вследствие экономического кризиса. Бурное развитие у разработчика месторождения АО «Шалкия- цинк Лтд» наблюдалось с 2004 по 2008 годы, когда удалось нарастить добычу до 645 тысяч тонн руды, перерабатываемой на обогатительной фабрике в Кентау. Но руководство компании не оставляет надежды уже в ближайшее время запустить производство, построить обогатительную фабрику причем, по новым технологиям с максимальным извлечением концентратов. Готовы помочь предприятию и исполнительные органы. Аким области рассказал о намерении подвести к производственному комплексу природный газ с расположенного неподалеку месторождения Придорожное, что поми- мо прочего даст возможность АО «Шал- кия-цинк Лтд» решить вопрос с электро-энергией.

Оказался в программе посещения и сернокислотный завод мощностью 500 тысяч тонн, введенный в конце 2011 года ТОО «СКЗ-U» по программе ФИИР. В него для обеспечения своих урановых рудников серной кислотой АО «НАК «Казатомпром» со своими зарубежными партнерами вложили более 32,5 миллиарда тенге. Менеджер по охране окружающей среды товарищества Константин Гузовский отметил, что в общем объеме выбросов доля вредных веществ на заводе не превышает 0,01 процента. Этот показатель в 1,5-2 раза ниже нормативных. Зашел разговор и о расширении производства, чтобы удовлетворить растущий спрос металлургических предприятий, которым также необходима серная кислота. Как выяснилось, такая возможность у ТОО «СКЗ-U» имеется.

Посетили гости и рабочий городок с коттеджами, где в комфортных условиях проживают сотрудники предприятия. Большой интерес вызвала солнечная электростанция мощностью 418,6 кВт электроэнергии в час. Установлена на заводе и своя паротурбинная электростанция на 18,5 МВт, а пар здесь – попутный продукт.

Состоялось торжественное открытие водоподпорного надувного сооружения на реке Сырдарье, которое призвано решить вопросы обеспечения поливной водой сельхозпроизводителей Жанакорганского района. Из-за низкого уровня воды в реке в вегетационный период жанакорганцы прежде нередко испытывали дефицит живительной влаги, а в отдельные маловодные годы вынуждены были использовать дизельные и электриче-ские насосы. Теперь эти проблемы остались в прошлом. При этом надувная плотина, которая, по расчетам производителей, будет служить 40-50 лет подпоркой для наполнения самотеком оросителей, обошлась ровно в пять раз дешевле капитального гидротехнического сооружения – около одного миллиарда тенге. И построили ее, кстати, тоже почти в два раза быстрее – всего за 9 месяцев при отведенном сроке в полтора года.

 

№168 от 14 ноября 2013 14 ноябрь 2013 г. 0 0