Ботагоз АЖАРБАЕВА
В редакцию нередко обращаются читатели с вопросами о подростковом суициде. Интересуются, с какого возраста с детьми можно вести беседы о суициде, и вообще, нужно ли это делать? На эти и другие вопросы мы попросили ответить известного в области психиатра, главного врача областной психоневрологической больницы Анатолия Негая.
– Проблема детского суицида остается одной из актуальных в обществе. Скажите, какие факторы становятся причиной таких трагедий?
– По мировой статистике лишь 15 процентов людей, совершивших или пытавшихся добровольно уйти из жизни, – это люди с нездоровой психикой. Все остальные – это те, кто не может решить различные социальные проблемы.
В этом году мы побывали в 21 школе области и оказали около двадцати школьникам психологическую консультацию. Ни у кого из них не выявлены психические расстройства. Важно помнить, что к проблемам наших детей в подростковом возрасте нужно относиться очень серьезно, ведь этот период – самый сложный в жизни человека. Это период между детством и взрослой жизнью, период огромных возможностей для самореализации, но в то же время беспокойств и пе- реживаний. Далеко не каждый ребенок склонен к суициду, но некоторые входят в группу риска. Зачастую это ребята, отличающиеся повышенной ранимостью, склонные к депрессиям. У многих из них неблагополучные семьи, конфликты с родителями и сверстниками.
Важно своевременно выявить у ребенка суицидальное поведение. Огромную роль в предупреждении трагедии играют родители, которые должны всегда держать детей под контролем, наблюдать за их настроением. Нужно прислушиваться к их словам. Почувствовав что-то неладное – сразу обращаться к школьным психологам, которые по необходимости задействуют психологов и психиатров из клиник.
Признаки суицидального поведения должны выявлять школьные психологи. Они должны знать особенности учеников, работать в тесном контакте с родителями.
– Тема суицида в последние годы часто отражается в школьных опросных листах, обсуждается на уроках. Как-то мой сын-второклассник, придя домой со школы, спросил, что такое суицид. Это был первый вопрос из школьной анкеты. На ваш взгляд, с какого возраста небезопасно для психики ребенка вести с ним разговоры на эту тему?
– Мнения специалистов разные. Я бы хотел отметить, что вообще о суициде с ребенком, особенно в начальных классах, говорить не нужно. В этом возрасте он только начинает понимать себя, у него еще формируется характер. Своими действиями мы можем спровоцировать ребенка на негативные поступки.
Детям можно задавать наводящие вопросы, которые помогают выявить те или иные особенности их характера или поведения, эмоции, настроение и другие качества. Родителям нужно быть внимательными к своим чадам, не оставлять их с проблемами один на один.
– Анатолий Петрович, сегодня часто можно увидеть по телевидению и прочесть в печатных изданиях о подробностях самоубийства людей. Не способствует ли это росту несчастных случаев?
– Да, в последнее время, к сожалению, такие примеры нередки. Часто факты самоубийства описываются чрезмерно детально. И это, на мой взгляд, неправильно. Нельзя муссировать и подробно описывать случаи суицида населению. Нужно подходить к этому вопросу с большой осторожностью. Есть такое явление, как индукция. Такие негативные случаи могут повлечь за собой цепную реакцию. Приведу пример. В Австрии человек добровольно прыгнул под поезд в метро. Трагедия получила широкое освещение в средствах массовой информации, после чего в этой стране резко выросло число самоубийств именно в метро.
Если мы хотим привлечь внимание людей к проблеме, необходимо делать акцент не на самом механизме самоубийства или его попытках, а на его отрицательных последствиях. Говорить об этой проблеме с точки зрения психологической.
– Вы входите в состав областной комиссии по профилактике подросткового суицида, созданной весной нынешнего года. Что сделано уже этой комис-сией, какие есть наработки?
– В связи с ростом в последние годы в нашем регионе случаев суицида среди подрастающего поколения по инициативе руководства области была создана специальная комиссия по этой проблеме. Сегодня организована целостная система по предупреждению детских трагедий. К примеру, при поликлинике №6 открыт социально-психологический кабинет, где активно работает компетентный психолог. Здесь создана система оповещения со всех станций «Скорой помощи», откуда немедленно передаются все имевшие место суицидальные факты. Мобильная группа, куда входят психологи психоневрологического центра, поликлиники, представители соответствующих госструктур, правоохранительных органов, соцработники и другие специалисты, берет на контроль каждый несчастный случай, проводит тщательный анализ, работает с каждым ребенком, выясняя причины, толкнувшие его на необдуманный шаг. Прошло обучение всех школьных психологов области. Занятия на тему «Превенции суицидальных попыток среди несовершеннолетних» вели ведущие специалисты республиканского центра психиатрии, психотерапии и наркологии.
Первые шаги сделаны, предстоит еще большая работа. Мы надеемся, что она даст положительные результаты. В этот нелегкий процесс должно включиться все общество. Только так мы сможем помочь нашим детям.