Поводом для этой корреспонденции послужил телефонный звонок от читательницы – супруга пожилого водителя из Тасбогета жаловалась на то, что ее мужа оштрафовали.
Суть конфликта в том, что мужчина совершил аварию – ударил своей машиной другой автомобиль, который двигался впереди и вдруг остановился. Участники происшествия вызвали дорожную полицию, и уже через несколько дней дело о ДТП было рассмотрено в суде. В итоге с виновного взыскали штраф в размере 10 МРП, когда он заплатил эту сумму, ему вернули водительское удостоверение. Жена осталась недовольна судебным решением. Мол, в суде могли вынести иное постановление и вместо штрафа лишить виновника права управления транспортным средством на девять месяцев. Иных наказаний по п.1 ст. 468 КоАП РК не предусматривается.
Женщина простодушно рассказала: «Мы ехали в надежде, что этот автомобиль проедет, а он почему-то остановился». А насчет протокола, составленного полицейским, подчеркнула, что его «...привыкший доверять людям дед не читал, да у него и не было с собой очков...»
После этих слов мне вспомнился недавний случай, свидетелем которого я стала. В микрорайоне «Арай» на перекрестке «встретились» маршрутка и легковая автомашина, водителем маршрутки был тоже пожилой водитель. И когда пострадавший автомобилист выразил свое мнение о ситуации, то услышал «железобетонный» аргумент «маршрутчика»: дескать, не ругайся, сынок: « надо же учитывать мой возраст, к тому же я плохо вижу!». После заявленного пассажиры почувствовали себя крайне неуютно.
Никого не хочу обижать, но так получается, что в жизни каждого водителя наступает момент, когда он должен задать сам себе вопрос – а могу ли я это делать сегодня? – и честно ответить на него. Да, есть немало примеров, когда люди преклонного возраста безо всяких проблем продолжают управлять автомобилями. В Интернете нашла информацию, что самый пожилой водитель в мире из ныне живущих — 106-летний немец Пауль Лерх, который хранит права времен Третьего рейха. В Австралии управляет машиной 97-летняя Молли Конрой, которая первый раз села за руль в 14 лет, а в России уже 63 года водит грузовик 89-летний Аветис Оганесян.
Но мы-то с вами говорим не о рекордах, а о том, что жизнь на дорогах с каждым годом становится все напряженнее из-за увеличения количества автомобилей. Причем надо учесть, что вместе с увеличением средней продолжительности жизни в мире растет и число пожилых водителей. И, наверное, хорошо, что у нас нет по этому поводу возрастной дискриминации, хотя в иных странах вводят строгие ограничения, например, временные водительские удостоверения для пожилых автолюбителей, которые можно продлить только после прохождения медосмотра.
Собственно говоря, и у нас, вне зависимости от возраста, порой предостав- ляют в дорожной полиции медсправку. Да, но как часто требуют эту справку? Как правило, во время обмена водительских удостоверений. А это значит, один раз в 10 лет.
Недавно смотрела передачу по телевидению, где Европейский совет по безопасности дорожного движения провел исследование частоты наступления ДТП с участием водителей преклонного возраста. Автолюбители в возрасте 65 лет (время выхода на пенсию в Германии) попадают в аварии на дороге не чаще обычного. Более того, недостаток физической силы у пожилых водителей компенсируется большим опытом и аккуратным стилем вождения. Поэтому происшествия по их вине происходят значительно реже, чем аварийные ситуации, созданные молодыми, неопытными водителями. Другое дело, когда речь заходит о людях старше 75 лет: среди виновников ДТП их на 45% больше, чем более молодых автолюбителей. Причины этого эксперты видят в том, что эти люди медленнее ориентируются в сложных ситуациях. Неслучайно многие из них в определенный момент добровольно пере- стают водить машину.
И это правильное решение. Потому что эти люди думают не только о своих интересах, но и о других участниках дорожного движения.