В Америке появилось новое понятие – «фригантизм» – то что может быть съедено, не должно пропадать. Эту позицию разделяют и некоторые кызылординские супермаркеты, где горожанам продают продукты питания с истекшим сроком годности.
Как рассказал начальник управления областной прокуратуры Галым Едигеев, во время совместной проверки областной прокуратуры и сотрудников санитарной службы торговых точек города было установлено, что в популярном торговом доме «SMАLL» (ТОО «Cкиф Трейд») продавали просроченные конфеты и молочные изделия. А на колбасных изделиях и копченой рыбе вовсе не были указаны дата изготовления и срок годности.
Но это не все. Здесь баловались реализацией продуктов по двойной цене. То есть на витрине была указана одна цена, а в кассе «пробивали» завышенную. К примеру, на ценнике «Сгущенки вареной с сахаром» значилось 210 тенге, а на кассе с покупателя снимали 225.
Согласно санитарному законодательству, реализация просроченных продуктов запрещена. Эти продукты должны быть утилизированы. В некоторых странах их разрешено передавать в приют для животных, которого в Кызылорде нет.
Корреспондент опросил несколько горожан, чем они руководствуются при покупке продуктов. Оказалось, что для большинства важен не срок годности, а цена и состав товара.
Между тем, по словам заместителя главного государственного инспектора департамента технического регулирования и метрологии Лауры Есеновой, бывает и такое, когда срок годности на товарах просто меняют. С помощью специального химического раствора можно без труда снять слой краски и выбить новую дату годности. А товар в полиэтиленовой обертке можно упаковать в новую пленку с новой этикеткой. А если не удается перебить срок годности, то просто наклеивают сверху штрих-код магазина и срок реализации не читается.
Владельцев супермаркетов не волнует, что просроченные продукты представляют реальную угрозу здоровью человека, поэтому потребителю особо осторожным надо быть с готовыми блюдами, которые продают в супермаркетах. Кто знает, сколько они лежат на прилавках в действительности? Всякие салаты в пластиковых контейнерах тоже опасны, поскольку никто не знает, когда их расфасовали.
Проявлять осторожность надо и при покупке молочной продукции, которая должна реализовываться вовремя. Молоко – не копченая колбаса, и если срок годности заклеен штрих-кодом, считайте оно просрочено. Вообще, товары, на которых конечный срок реализации заклеивают штрих-кодом магазина, неликвидными становятся автоматически. Продукт, на упаковке которого не указан срок годности, приравнивается к просроченному.
Хорошо, что контролирующие органы наконец проверяют супермаркеты, хотелось бы, чтобы эта акция не была разовой, тогда, глядишь, и порядка в магазинах будет больше.