Немыслимое произошло в одном из наших аулов. Правоверные мусульмане вместо того, чтобы захоронить, как положено, тело их умершего в преклонных годах предка, оставили его, в буквальном смысле слова, на земле.
- На днях я встречался с жителями аулов Сырдарьинского района области, - рассказывает Дайрабай Кажы Серикбайулы, главный имам центральной кызылординской мечети. – И обратил внимание, что люди, а их на встречи с духовенством пришло много, часто задают один и тот же вопрос. Как положено хоронить мусульман? Это сильно насторожило. В Приаралье 98 процентов населения – этнические казахи, подавляющее большинство из них исповедует ислам. То есть, люди не могли не знать, как у нас провожают в последний путь покойных, каков погребальный обряд. Значит, что-то случилось.
А случилось, по словам имама, вот что. В одном из аульных округов умер почтенный старец, отец большого семейства. Незадолго до кончины он отстроил на местном кладбище купольный мавзолей, кумбез, как объяснил родным, для себя и для своей супруги. И оставил завещание, в котором подробно сыновьям объяснил, как его похоронить.
В завещании в буквальном смысле слова было сказано, что человек после смерти не желает быть закопанным в землю. А желает остаться на ней.
- Это абсолютно неприемлемо ни с эстетической, ни с теософской, ни с санитарной точек зрения, - говорит Дайрабай Кажы Серикбайулы, -чтобы покойный не был погребен. Священнослужитель того маленького местечка, где проживает семья, оказавшаяся по воле предка в затруднительном положении, пытался доказать это детям аксакала, но ничего не вышло. На землю внутри мавзолея положили ковер, на него тело. И из кирпича над ним соорудили что-то типа «склепа». Но факт, что человек-то остался не захороненным. Лежит в кумбезе посреди кладбища на земле. Как Ленин в мавзолее.
Слухами земля полнится. И пары дней не прошло, как весь район заговорил о кощунстве. Сроду такого не было у мусульман, чтобы для покойника не рыть могилы. Лишь в древнем Чирик-Рабате, развалины которого еще стоят на приаральской земле, практиковалось то, что называется «труповыставлением», но это было две тысячи лет назад.
-Если мусульманин завещал свои детям совершить что-то абсолютно противоречащее шариату, - уточняет Дайрабай Кажы, - те не должны следовать указаниям предка. А в шариате не сказано, что можно не хоронить усопшего.
P.S.У этой истории, скорее всего, будет свое продолжение. И духовные особы Кызылординской области, и простые люди просят родных «завещателя» перезахоронить его. Между тем, по канонам ислама, перезахоронение со всеми сопутствующими ему религиозными обрядами возможно только первые 52 дня со дня смерти человека.
С другой стороны, каждый вправе распоряжаться своим телом, как при жизни, так и после нее. Мы бы хотели услышать мнение о прецеденте своих читателей, надеясь на корректность высказываний.
Наталья Денисова.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |