Накануне учебного года хочется поделиться некоторыми проблемами учебно-воспитательного процесса. Не хочу сказать, что мои выводы —истина в последней инстанции. Может, кто-то заинтересуется ими, а кто-то — подискутирует. Согласен. 1. В последнее время часто бывают конфликты между директорами школ и учителями. Друг на друга подают в суд, коллектив разбивается на два противоположных лагеря. Разве это нормально? Как можно в такой обстановке сеять доброе и вечное? А каков будет урожай? Кто об этом думал? Раньше, в далекие времена, в магазинах висел лозунг «Покупатель всегда прав!». А если этот лозунг применить к образованию, то он будет звучать так: «Учитель всегда прав!». Он прав, когда требует полную педагогическую ставку, когда требует к себе доброжелательного отношения, когда просит нормального расписания уроков, когда… Я думаю многим учителям найдется что добавить после последнего «когда». Пора уже уяснить, что главная фигура в школе – ПЕДАГОГ! Он создает авторитет школе. Не буду вдаваться в подробности, почему конфликты в школах происходят и кто виноват. Это и так понятно. И это печально. Директор школы должен быть, прежде всего, Учителем, тонким психологом. Тогда в школе будет творческая обстановка, каждый будет занимать- ся своим делом. От этого все выигрывают. 2. Я думаю, что школьные спортивные залы должны работать и в выходные дни. Мне могут сказать, что за внеклассную работу деньги не предусмотрены. Согласен. Когда есть деньги, то, как правило, плохо думается. Ведь нужно же учащихся чем-то увлечь, повести за собой, укрепить дет-ское здоровье, важно, чтобы не было правонарушений. А это самая главная задача. Опыт такой работы уже имеется. Был такой замечательный преподаватель –Семен Ильич, так он один вместе с помощниками в воскресные дни проводил тренировки и соревнования, в которых участвовало до ста учащихся разных возрастов. И было всегда спокойно. Конечно, я понимаю, что таких педагогов единицы. Но давайте рассуждать, как при отсутствии денег проводить воскресные тренировки и соревнования. Почти в каждой большой школе есть 7-8 преподавателей физкультуры, организатор по внеклассной работе, 2-3 психолога, военрук. Что, эти учителя не смогут организовать соревнования, спартакиады? Могут и должны! Сюда можно привлечь учеников, которые «шлифуют наше педагогическое мастерство», а у них хорошие организатор-ские способности, и направить их в нужное русло. Я не сторонник того, чтобы кто-то работал бесплатно. Если учителя организовали в воскресенье такие мероприятия, им нужно дать к трудовому отпуску дополнительно оплачиваемый день. И давать столько этих дней, сколько он провел выходных с детьми. Разве это не выход? Учителя получают дополнительные оплачиваемые дни к отпуску, учащиеся будут заняты и не будут болтаться по подъездам. Может, у кого-то есть и другие варианты? Все это можно осуществить при условии, что директора школ будут заинтересованы в досуге учащихся, да и работники горОО отнесутся к этой проблеме с пониманием, тем более, что денег на это не требуется, а польза громадная. 3. Я считаю, что директорам школ стоит запретить принимать учителей на полставки, если у работающих по этому предмету неполная нагрузка. Нужно думать о будущем учителя! Или директора таким образом решили трудоустроить всех неработающих, или… Я знаю, что в школах стало много полставочников. Это ненормальное положение. Помнится, что когда-то дирекция школы писала объяснение при утверждении в горОО тарификации, почему у того или иного учителя педагогическая нагрузка меньше ставки. Сейчас такого нет, а жаль. В некоторых школах количество учителей превышает общее количество часов по учебному плану. Что, уволить лишних? Ни в коем случае, это опасно взрывом недовольства среди педагогов. Нужно принять все меры, чтобы учителя имели нормальную ставку, а полставочникам хотя бы в течение 1-2 лет догрузить до ставки. И проблема будет решена. А горОО совместно с профсоюзами школ должны это контролировать. Другого выхода нет. 4. Кто бы что ни говорил, а я считаю, что ЕНТ – лучший способ комплексной проверки знаний. А если кто и не добирает нужное количество баллов, так это зависит от знаний ученика, полученных в школе. Винить стоит только себя, а не ЕНТ. Сегодня в школах (это нужно сказать честно) мало хороших учителей точных наук, поэтому ученики пользуются услугами репетиторов, ходят на различные курсы. Их понять можно, они желают получить знания, а на экзаменах – хорошие результаты. А как выглядит в этом свете школа? Авторитет школы падает. И с этим нужно что-то делать. Если репетиторы работают на престиж школы, может, следует их как-то поощрять, но это из области фантастики. Как-то я прочитал в газете, что в некоторых школах проводят проверочное тестирование в течение учебного года по 40-50 раз. Нарочно не придумаешь! Учебный год длится 35 недель, значит, ученики тестируются каждую неделю, а в некоторых случаях 2 раза в неделю. Зачем? А не лучше ли больше времени потратить на получение знаний, а не учиться тыкать в бланки с вопросами? Я уверен, что в школах нужно проводить проверочное тестирование один раз в три недели. Это не будет так накладно для бюджета родителей (имею в виду покупки книжек с вопросами). Это мое личное мнение. А как думают другие?
Марк ПОДОЛЬСКИЙ,
заслуженный учитель РК, почетный гражданин Кызылорды