Исследования участка вдоль трассы канала были выполнены в 1988 году институтом «Союзгипрорис». Изучались две возможные трассы канала, а также возможный створ плотины в заливе Сарышыганак. Исследования показывают, что канал, в основном, будет проходить по песчаным отложениям.
Для перехода общей эксплуатационной дороги через канал в районе естественной перемычкина 31 километре канала, считая от сбросного сооружения из озера Тущибас, предусмотрен мостовой переход из сборных железобетонных элементов на свайных опорах. Длина моста 45 метров, пять пролетов по девять метров. Ширина полотна дороги восемьметров.
Участок плотины включает центральную широкую зону из супесей, верховой откос которой закреплен камнем, а в низовом откосе имеется только каменная призма. Участок крепления камнем и каменной призмы и земляная насыпь отделяются друг от друга песчано-гравийной зоной перехода. Основанием насыпи плотины будет служить непосредственно поверхность бывшего морского дна, с которой будет срезан только слой почвы срастительностью.
Поблизости от участка строительства нет карьеров камня или гравия. Поэтому предлагается доставлять такой материал из существующих карьеров в Мугоджарах (около 400 километров на север, в Актюбинской области) до Аральска по железной дороге, а затем до участка строительства - автотранспортом. Песок будет получен из карьера, расположенного в 20 километрах к востоку от плотины.
Водосброс пропускной способностью 45 кубометров в секунду требуется для того, чтобы не произошел перелив через плотину. Водосброс представляет собойдвух пролетное железобетонное сооружение со свободным водосливом длиной 13 метров. Через водосброс будет построен мост.
Судоходный шлюз требуется для обеспечения прохода судов из северного Аральского моря с уровнем воды на отметке 42 метра в залив Сарышыганак с уровнем воды на отметке 46 метров и в обратном направлении.При оптимальных условиях шлюз сможет пропускатьсуда длиной 20, шириной 5 и осадкой 4 метра. В условиях чрезвычайно низкого уровня воды (уровень воды в САМ падает до отметки 39 метров) можно будетиспользовать суда с осадкой 1 метр.
В настоящее время большинство новых пластиковых рыболовецких лодок в Аральске имеют осадку менее 1 метра. В будущем большая часть рыболовецкого флота будет состоять из судов такого же размера, чтобы иметь возможностьиспользовать его на прибрежном мелководье. Однако с возрождением рыбоперерабатывающей промышленности появится необходимость в судах большей емкости и мореходности. Если говорить о существовавшем раньше движении морских судов в Аральском море на большие расстояния, то тогда использовались суда с осадкой три метра. Сомнительно, чтобы вновь возродилось использование таких судов, так как глубокая осадка судна очень ограничивает возможности рыболовства в северном Аральском море и в заливе Сарышыганак.
Поэтому рекомендованная осадка для новых судов в заливе Сарышыганак и САМ не должна быть больше 2 метров. Такая осадка позволит использовать предлагаемый шлюз даже при уровне воды в САМ на отметке 40 метров.
Водовыпуски будут, в первую очередь, использоваться для улучшения качества воды в заливе с помощью пропуска сильно минерализованной воды со дна залива в то время, когда расход воды, подаваемой по подводящему каналу, будет высоким. Донные водовыпуски оборудованы в нижней части шлюза, расположенного в самой глубокой части канала между заливом Сарышыганак и северным Аральским морем.
Подводящий канал к порту Аральск необходим для обеспечения доступа судам к причалам в городе. Ширина канала по дну составляет 100 метров. Длина канала около 23 километров. Большая часть канала уже существует, но этот канал должен быть углублен и расширен. Оцениваемый общий объем выемки составляет 5,3 миллиона кубических метров.
Эксплуатационная дорога будет построена непосредственно вдоль подводящего канала до залива Сарышыганак. Длина дороги - 46 километров, ширина проезжей части - 5 метров. Покрытие проезжей части дороги гравийно-песчаное.
Для обеспечения транспортной связи между Аральском и комплексом сооружений в заливе Сарышыганак проект предусматривает строительство автодороги V категории протяженностью около 50 километров и шириной 8 метров. Дорога проходит от Аральска параллельно бывшей береговой линии Аральского моря. Потребуется строительство моста в месте пересечения дороги и подводящего канала, а также дюкеров в местах пересечения существующих водотоков.
Затопление залива Сарышыганак и сброс водыв САМ с севера улучшит смешивание воды в САМ с высоким содержанием соли с пресной водой из Сырдарьи. С другой стороны, накопленные на сухом морском дне в заливе солирастворятся и транспортируются в САМ. Обессоливание воды в заливе Сарышыганак произойдет достаточно быстро. Необходимо отметить, что в ходе процесса высыхания в заливе не аккумулировались остаточные соли, они стекали вместе с водой в основной водоем северного Аральского моря.
В настоящее время высокая минерализация грунтовых вод в большинстве источников региона САМ ограничивает ее использование в качестве питьевой воды. Неизвестные формы минерализации грунтовых вод и их отношение к уровню Аральского моря делают трудным прогнозирование воздействия на питьевую воду из колодцев. Об ухудшении количества и качества грунтовых вод в контексте высыхания моря сообщают из аулов, расположенных вблизи от прежней береговой линии. Таким образом, восстановление водоема будет, скорее всего, оказывать положительное воздействие на эти колодцы.
Восстановления водоема окажет положительное влияние на местный климат. Это касается более высокой влажности воздуха и менее континентального температурного режима. Сухое дно Аральского моря, в особенности, в заливе Сарышыганак рассматривается как главный источник частых соленых пыльных и песчаных бурь в Аральске и регионе. Затопление значительной площади, включая самые критические участки с высоким содержанием соли, должно привести к уменьшению этих проблем.
Подпроект будет оказывать воздействие и на восстановление прежнего ландшафта. Однако останутся существенные участки сухого морского дна, поскольку уровень воды будет все еще на 4 метра ниже уровня, существовавшего в 1960-х годах.
В ходе подготовки детального проектирования необходимо выполнить анализ того, насколько быстро можно зарыбить залив Сарышыганак. Настоящие владельцы права на рыболовство в озере Тущибас могут воспрепятствовать наиболее очевидному маршруту движения мальков, поступающих непосредственно с водой по каналу из рыбоводных прудов Тастак и Косжар. Для зарыбления и миграции рыбы очень важно, чтобы был обеспечен, по крайней мере, временный проход. Этого можно достичь, например, с помощью установки электрических рыбозаградителей на водозаборном сооружении в канал до озера Тущибас. Хотя это и не так эффективно, но рыба также может проходить через судоходные шлюзы и, в меньшей степени, через донные водовыпускииз залива Сарышыганак. Первоначальное зарыбление залива может быть осуществлено с помощью доставки мальков рыбы автоводовозами на различные участки залива.
Залив Сарышыганак является частью зоны обитания птиц «Северного Аральского моря». Самые важные разновиднос=ти – это околоводные птицы, например, белый и далматинский пеликан и железистая утка. Эти птицы могут получить выгоды от увеличения озера.
Озеро Тущибас - самое ценное из озер дельты по орнитофауне. Это участок номер один по количеству уток и других птиц, мигрирующих через него. В 2005 году здесь зарегистрировано 119 разновидностей птиц в течение одного исследования, среди них много редких и находящихся под угрозой размножающихся здесь и мигрирующих видов. Регулярное браконьерство на водных птиц на этом особенном озере также вызывает беспокойство. Внедрение соответствующего управления водными ресурсами и осуществление определенных действий по сохранению может привести к улучшению условий их среды обитания в будущем.
Проект оказывает положительное воздействие на ихтиофауну, увеличивая среду обитания рыбы и уменьшая минерализацию на участках САМ. В настоящее время нельзя прогнозировать, будет ли фауна рыбы восстановлена с помощью миграции через подводящий канал или нужно рассмотреть строительство рыбохода в плотине. Рыбоход может быть объединен с водосбросом пресной воды в САМ.
Как видим, даже краткие цитаты из этого документа дают представление о его масштабах. Когда ТЭО пройдет все экспертизы, будет начата работа по проектированию, ну а собственно строительство, скорее всего, начнется в 2012 году.
Игорь ТИТЕНОК.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |