• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КТО КОГО: ЗАКОННЫЙ АВТОВОКЗАЛ ИЛИ СТИХИЙНЫЕ АВТОСТОЯНКИ?

Казыбек КАМАЛУЛЫ  
КТО КОГО: ЗАКОННЫЙ АВТОВОКЗАЛ ИЛИ СТИХИЙНЫЕ АВТОСТОЯНКИ? Если вам необходимо выехать из  Кызылорды в населенные пункты Сырдарьинского, Жалагашского и Кармакшинского районов, для этого не нужно добираться до городского автовокзала. Все автобусы, следующие в указанном направлении, облюбовали себе небольшой участок в районе старого рынка.
Надо сказать, стихийный автовокзал здесь существует не один десяток лет – к нему давно уже привыкли как жители города, так и те, кто приезжает из районов в областной центр. Лет десять назад, когда я работал корреспондентом телеканала «Казахстан-Кызылорда», мне уже приходилось готовить на эту тему сюжет для выпуска новостей. Надо признать, с тех пор здесь почти ничего не изменилось – разве что вместо старых «ПАЗиков» да «ГАЗелей» в ожидании  пассажиров, в основном стоят «Мерседесы», «Форды» и другие автобусы иностранного производства.
И все так же водители не проявляют особого желания говорить с журналистами. Чтобы разговорить их, мне пришлось потратить немало времени. И, как это часто бывает, стоит только начать говорить одному, как тут же подключаются другие и дело заканчивается тем, что каждый начинает приводить свои аргументы. Все разговоры сводятся к тому, что стоянка автобусов людям здесь нужна. По словам водителя Калдыбека Жургенбаева, который возит пассажиров в Кызылорду из аула Шаменова Жалагашского района, в город жители сельских населенных пунктов в основном приезжают за продуктами. Часов в девять-десять утра приезжают в город, отовариваются и этим же автобусом едут назад. Как правило, к полудню автобусы, загруженные пассажирами, с их тяжелыми сумками и мешками, выезжают со стоянки. В день каждый автобус в зависимости от дальности пути следования, совершает один – максимум два рейса.  
— Чтобы приехать в город на автобусе, люди платят 500 тенге, — говорит Калдыбек. – А если здесь закроют стоянку, а нас вынудят выезжать с автовокзала, то для того, чтобы приехать на старый рынок, им придется выложить примерно такую же сумму. А это не всем по карману.
Как утверждают водители, разрешение на парковку у них есть, есть даже свой диспетчер. К сожалению, его я так и не дождался, хотя и простоял без малого час. По словам водителей, диспетчер по имени Жамиля, которая, якобы регулирует движение автобусов,  должна подойти с минуты на минуту.
Совсем другого мнения об этом  в областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
— Никакого разрешения у них нет и быть не может, — сказал мне по телефону руководитель управления Марат Баимбетов. – Для того, чтобы получить такой документ, им необходимо, прежде всего, заключить договор с администра¬цией автовокзала в Кызылорде и автостанций в районных центрах. Посадка в автобусы должна производиться по билетам. А их в этих автобусах как не давали, так и не дают.
По словам М. Баимбетова, автобусы без всякого разрешения заняли участок улицы между мемориалом Коркыта-ата и старым рынком. Не раз водителей штрафовали, после чего автобусы исчезали на некоторое время. Однако через день-два возвращались вновь. И такая картина длится многие годы.
В этот же день я побывал и на городском автовокзале. Сюда подъезжают автобусы, следующие из Кызылорды в Алматы, Жезказган, города Жамбылской, Южно-Казахстанской областей, в наши южные районы. Кассы на все направления сейчас находятся в другом помещении, а большой зал, где они располагались раньше, занят всевозможными магазинами и бутиками – автовокзал находится в частном владении. По сравнению с тем, что я видел на старом рынке, здесь сравнительно цивилизованные условия – пассажиры поку¬пают билеты, диспетчер по радио объявляет о прибытии или отправлении автобусов по тому или иному маршруту. Правда, нет прежней рампы, куда подъезжали автобусы, а двор сузился настолько, что вмещает не более десятка-полутора автобусов.
Что касается контингента пассажиров, то и здесь, в основном, люди приезжают из районов за продуктами и едут отсюда на тот же рынок. Спрашивается: чем они хуже тех, кого автобусы доставляют прямо на базар и оттуда же забирают?
Еще одна стоянка автобусов дальнего следования расположилась в районе железнодорожного вокзала. И здесь условия вполне приемлемые – работает диспетчерская и касса. Отсюда автобусы следуют в Байконур, Аральский и Казалинский районы. Хотя и здесь стоянка начиналась как стихийная.  Получается, наш небольшой город имеет три автовокзала, однако должного порядка в этом вопросе все еще нет.
А для того, чтобы навести порядок, нужен единый автовокзал, отвечающий всем современным требованиям. Над этим сейчас работают городской акимат и областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог, которые рассматривают различные варианты земельного участка под строительство. Как сообщил Марат Баимбетов, новый автовокзал будет строиться за счет частных инвестиций. В настоящее время на рассмотрение градостроительной комиссии предложено два варианта проекта. В любом случае, по словам чиновника, автовокзал будет построен в ближайшие два года.
Фото автора.
17-1-2015 17 январь 2015 г. 0 0