• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПУСТЬ ОТХОДЫ ПРИНОСЯТ ДОХОДЫ

Наталья ЧЕРНЕЙ
ПУСТЬ ОТХОДЫ ПРИНОСЯТ ДОХОДЫДва года назад в Казахстане была принята Концепция по переходу государства к «зеленой» экономике, которая установила целевые ориентиры и индикаторы развития, а также  комплекс мероприятий для их достижения. В частности, одним из направлений  программы является создание эффективной системы управления отходами, к которой  относится и утилизация автомобильных покрышек.
 Ежегодно количество автотранспорта во всем мире увеличивается, а вместе с тем, что вполне логично, растут и объемы изношенной резины. И Кызылорда не исключение. В Казахстане на законодательном уровне запрещено хранение использованных шин. Под запретом их сжигание. Подсчитано, что из тонны горящих шин в атмосферу выделяется около 270 килограммов сажи и 450 килограммов токсичных газов.
Запрещено складирование шин на полигонах: эксперты утверждают, что для полного разложения одной покрышки требуется не менее трехсот лет, и в течение всего этого срока в атмосферу выделяются вредные вещества.
Решить эту проблему в области мог бы созданный два года назад завод по утилизации изношенных шин  ТОО «Smart Rubber», инновационная составляющая которого заключается  в том, что исходным сырьем здесь служат отработавшие свое автомобильные шины. Здесь фактически два производства – завод по механической переработке изношенных автомобильных шин с получением новейшего материала активной резиновой крошки «Smart Rubber» и линия по выпуску инновационных трубок подпочвенного орошения «Smart Drop», изобретателем которой является Герхард Фризель. Такой метод во всем мире считается очень эффективным наряду с дождеванием и капельным наземным орошением. Таким образом, здесь не только  утилизируют старые покрышки, но и путем инновационных технологий превращают отходы в полезный продукт. А одним из основных принципов экологического законодательства РК как раз и является  применение наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
В нашей  области, по данным управления статистики,  в 2014 году  насчитывалось 9.735 - автобусов, 20.765 -грузовых  и  111.800 - легковых автомобилей. Соответственно, из расчета износа 3 года образование отходов шин составляет порядка 6 547 тонн (автобусные, грузовые и легковые), это без учета спецтехники.
Казалось бы, проект по утилизации изношенных автомобильных шин и производству трубок почвенного орошения «Smart Drop» выгоден для  региона  и в целом для Республики Казахстан. Но несмотря на это,  предприятие единственное в регионе, которое утилизирует автомобильные шины, находится в затруднительном положении из-за недостатка сырья.
Объем принятых шин на утилизацию  у  компании за два года составил 460 тонн, это лишь семь процентов от производственной мощности завода, из которых на нашу область приходится лишь три процента, остальная часть сырья для переработки  была принята из Западно-Казахстанской, Актюбинской, Атырауской областей.
У нас около 250 различных предприятий и организаций, но только около двадцати решили заключить договора с предприятием на утилизацию старых шин. Возникает вопрос: куда девают остальные?
По словам директора ТОО Бижана Жанамкулова, из полторы тонны изношенных шин выходит около 700 килограммов резиновой крошки, которая стоит 70 тенге за килограмм, и 3,9 погонных метра трубок подпочвенного орошения по  80 тенге за погонный метр.
Выпускаемая продукция завода пользуется спросом. Но из-за отсутствия сырья  завод не может работать на полную мощность. Сейчас  здесь трудятся порядка 15 человек, а при полной загрузке рабочими местами могут быть обеспечены 50 человек.
Владельцы отходов предпочитают шины сжигать или закапывать, но не отдавать в переработку. Между тем, согласно п. 1 ст. 288 Экологического кодекса РК физические и юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны предусмотреть меры безопасного обращения с ними, соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования и выполнять мероприятия по их утилизации, обезвреживанию и безопасному удалению. Иными словами, все изношенные шины подлежат обязательной утилизации,  и точка.
– На практике же изношенные покрышки чаще всего вывозятся на полигоны для захоронения или сжигания, – продолжает Бижан Жанамкулов.
Бывает, что руководители, узнав, что  мы им за шины ничего не заплатим, говорят, что  имеют договора с другими предприятиями по утилизации шин. В Казахстане таких предприятий несколько, но они занимаются только утилизацией, у нас же старые шины  превращаются в полезную, и что немаловажно, экологически чистую продукцию. Ничего не выбрасывается, не сжигается и не закапывается.
Как бы то ни было, это противоречит экологическому законодательству, в котором прямо предусмотрен запрет на захоронение  использованных шин на полигонах. Возникает вопрос, куда смотрят те, кто должен контролировать исполнение закона?
Главная проблема, по мнению Б.Жанамкулова, заключается в отсутствии механизмов взаимодействия власти, общества и бизнеса для поставки отходов от предприятий и организаций области.  Этот проект выгоден для нашего государства, поскольку закрывает сразу несколько позиций, о которых говорил Президент страны: это  реализация государственного проекта по «зеленой» экономике,  применение инновационных технологий, привлечение иностранных инвестиций (реализован  с участием немецкой стороны),  трудоустройство населения и развитие казахстанской экономики.
Но как «озеленить» сознание владельцев отходов и сосредоточить их на  цивилизованном отношении к природе и уважении к закону?   
17-10-2015 16 октябрь 2015 г. 0 0