• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

София АЛДАМЖАРОВА
Герой одного из фильмов часто повторяет эту фразу как присказку: «Мы живем, как мы можем, а они живут, как мы поможем».
За этой фразой кроется смысл инклюзивного образования. Оно становится частью жизни детей с ограниченными возможностями. Наравне с обычными детьми за парты садятся мальчики и девочки с особыми потребностями.
В стране для детей с инвалидностью функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в общеобразовательных школах.
Где учиться ребенку-инвалиду: в специализированной или общеобразовательной школе? Можно ли в обычной школе создать условия для обучения «необычных» детей? Решением проблемы занимаются. В  стране и у нас в области, в частности, существует инклюзивное или включенное образование, которое подразумевает доступность образования детей с особыми потребностями.
В Кызылорде по информации психолого-медико-педагогических консутальтаций (ПМПК) насчитываются 5744 ребенка с ограниченными возможностями.  Из них 1729 – дети дошкольного возраста, 4649 – школьного. Благодаря внедрению инклюзивного образования в области обучением охвачены 3317 детей. Из них 1398 человек получают образование по специальной программе, 161 ребенок – в специальных коррекционных классах,1775 детей школьного возраста, а это около 46 процентов, включены в общеобразовательный процесс и обучаются в 256 школах. Для поддержки таких детей в 29 школах оказывают коррекционно-педагогическую и социально-психологическую услуги. В этих школах работают 56 психологов, 29 социальных педагогов, 10 дефектологов, 19 логопедов.
По данным психолого-медико-педагогических консультаций 962 ребенка получают образование на дому. Хотя, возможно, среди них есть дети, желающие обучаться наравне со сверстниками в обычной школе, которая, увы, их не принимает. Причин тому много. Помимо неготовности системы образования включить в общеобразовательный процесс детей с ограниченными возможностями существует и морально-психологические барьеры.
Педагоги, медики и родители приводят множество аргументов «за» и «против» совместного обучения детей с ограниченными возможностями и здоровых ребят. Главным аргументом «против» является то, что в наших общеобразовательных школах пока не созданы специальные условия для обучения слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих детей, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Надо сказать, что споры по поводу инклюзивного образования существуют и по сей день, обрастая сторонниками и противниками. Некоторые родители и педагоги считают, что, обучаясь в смешанном классе, дети-инвалиды не смогут получать должного внимания и поддержки, будут отставать в учебе. Руководитель отдела областного управления образования Шолпан Жунисова придерживается другого мнения:
– Инклюзивный подход означает гибкий подход к образовательному процессу, постоянное общение с родителями, медиками, психологами, это совместная работа, которая поможет учителям лучше подстраиваться под интересы каждого ребенка, как здорового, так и с ограниченными физическими возможностями. Важно, чтобы дети находились среди сверстников и чувствовали себя частью коллектива. Бывает так, что родители детей-инвалидов опасаются, что в обычном классе одноклассники будут насмехаться и сторониться их детей. Однако многочисленные исследования и опросы школьников, учителей и родителей показывают, что между обычными детьми и детьми с особыми потребностями в инклюзивных классах складываются дружеские
отношения.
Педагог-организатор инклюзивного обучения школы  № 264 Салтанат Кумекбаева утверждает, что дети принимают непохожих на них сверстников вполне адекватно. Проблема заключается во взрослых, которые не могут создать комфортные условия для адаптации детей с ограниченными возможностями в школах. Надо сказать, что школа стала своеобразной экспериментальной  площадкой по внедрению инклюзивного обучения. Здесь принимают детей с нарушением речи и зрения. В начальной школе учатся 14 таких детей. Всего  детей с особыми потребностями в школе 34. Эксперимент начался всего два года  назад, но педагоги, дефектологи, психологи центра накопили солидный опыт работы с детьми с особыми потребностями. Более того, будут рады сотрудничеству с коллегами из других школ, их методические наработки могли использовать в школах области.  
– В нашей школе обучаются дети с различными пороками в развитии, и мы никогда не замечали, чтобы здоровые дети сторонились их. Дети воспринимают друг друга правильно. К сожалению, в старых школах нет комфортных условий для обучения детей-инвалидов, к примеру, в плане доступа к зданию. А в психологическом плане проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями нет. Они усваивают школьный материал. Психологически и профессионально не были подготовлены педагоги, которые должны были работать в инклюзивных классах. Мы прошли обучение в Астане на базе школы, где успешно применятся инклюзивное обучение. На практике увидели, как нужно работать с детьми с ограниченными возможностями. Были проблемы и с родителями, провели с ними беседы. В общем, Рубикон успешно пройден, и сейчас мы накапливаем опыт по внедрению инклюзивного обучения и хотим, чтобы он широко распространился в других школах.  
Кстати, школа № 264 одна из немногих приспособлена под нужды детей с ограниченными возможностями, здесь есть пандусы, широкие коридоры для колясочников, специальный санузел... Наверное, потому, что она новая и строилась по современным стандартам, нежели старые школы. Но кто мешает по возможности максимально приблизить условия обучения в старых школах?   
Как отметила С. Кумекбаева, в области ощущается нехватка подготовленных педагогических кадров, могущих обучать детей интегрированно. Но эту проблему исправит обучение и переподготовка, обмен опытом со школами тех регионов, где успешно внедряется инклюзивное образование. Наиболее подготовлены для работы с детьми с особыми потребностями педагоги, прошедшие трехуровневые курсы. Именно на такие курсы сейчас делается основная  ставка.
 В КГУ им. Коркыта ата для педагогов-психологов  включили специальные дисциплины, которые в дальнейшем помогут молодым учителям работать с детьми с ограниченными возможностями.
– Не хватает сурдопедагогов, тифлопедагогов. Эта проблема распространена по всей стране, – говорит
Ш. Жунисова. – Нет специалистов, которые могут работать с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. Безусловно, в обучении детей-инвалидов есть своя специфика. Но в любом обычном классе нет детей с равными способностями. Кто-то усваивает материал быстрее, кто-то медленнее, кто-то с легкостью решает задачки и уравнения, а кому-то легче даются гуманитарные науки. Поэтому в любом случае приходится учитывать особенности и возможности каждого ребенка –
с инвалидностью или без нее. К сожалению, у нас еще не усовершенствована, не проработана нормативно-правовая база инклюзивного образования. Есть лишь рекомендации Министерства образования и науки РК. В то же время есть Закон об образовании, где говорится, что все дети должны иметь доступ к образованию.  Есть Закон о медико-социальной поддержке детей с ограниченными возможностями. Поэтому нашим педагогам приходится нарабатывать свой опыт включения детей с особыми потребностями, конечно же, не отходя от буквы закона.
–  Нельзя сказать, что общество не готово принимать людей с ограниченными возможностями, просто для них пока еще не созданы все условия, – говорит Ш. Жунисова. – И, тем не менее, инклюзивное образование необходимо развивать. Оно способствует социализации детей, имеющих проблемы со здоровьем. Таким ребятам необходимо чувствовать поддержку и знать, что они ничем не хуже других. А остальных учеников это учит толерантности. Не думаю, что школе как-то сложно приспосабливаться под ребят с ограниченными возможностями. Любая школа, вне зависимости от того, практикует она инклюзивное образование или нет, должна участвовать в этой программе. Думается, при правильном подходе идея инклюзивного образования будет увеличивать число сторонников. Много ли нужно ребенку с особыми потребностями: медицинская помощь, обучение, досуг? А главное, общение со сверстниками, чтобы не замыкаться в себе.
Проблем с включением детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс немало, но они постепенно решаются. Координаторы программы по инклюзивному образованию разработали свои рекомендации для местных органов самоуправления, управлений образования и здравоохранения, где прописаны необходимые условия для адаптации детей с ограниченными возможностями. Самое главное, чтобы они могли в обществе со здоровыми детьми получить образование и войти в самостоятельную жизнь.
17-5-2016 17 май 2016 г. 0 0