• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

НУЖНО ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА

Наталья ЧЕРНЕЙ 
КАК «КВ» УЖЕ ПИСАЛИ, В КОНЦЕ АПРЕЛЯ ИЗМЕНИЛСЯ ЗАКОН РК «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ». В НЕГО ВНЕСЕН РЯД ИЗМЕНЕНИЙ И ПОПРАВОК, И ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ОНИ НА РУКУ НАМ С ВАМИ — ПОКУПАТЕЛЯМ ТОВАРОВ И УСЛУГ. ВОТ ТОЛЬКО ЛЮДИ ОБ ЭТОМ НЕ ОСОБО ОСВЕДОМЛЕНЫ.
— Одно из нововведений – то, что теперь уполномоченный орган  — управление по защите прав потребителей  Кызылорды — может обращаться в суд по вопросам защиты прав потребителей, если нарушены права более 10 потребителей по одному и тому же вопросу, — рассказывает руководитель общества по защите прав потребителей Серик Тенизбаев. – Также прямая обязанность чиновников из управления – консультирование населения. То есть потребитель должен знать, что ему не нужно обращаться к юристам, платить за консультации, представительство в суде. Всем этим теперь будут заниматься юристы управления по защите прав потребителей. Более того,  такие же полномочия появились и у всех отделов ЖКХ, архитектуры, земельных отношений и других (статья 6). Они тоже в пределах своей компетенции обязаны информировать и консультировать потребителей, а также подавать иски в суд, если к ним обратилось более 10 человек с одной жалобой. Если люди написали: мол, просим защитить наши права и обратиться в суд – они обязаны это сделать.
Статья в обновленном законе (ст. 8.1) посвящена пунктам, которые запрещено включать в письменные договоры. Их мы обычно заключаем, например, при ремонте крыши, установке домофонной двери и так далее. Если вы какой-то из указанных в статье пунктов увидите – смело можете требовать его исключения, так как это противоречит действующему законодательству. В «черном» списке, например, предоставление продавцу права в одностороннем порядке изменять и (или) расторгать договор без соблюдения соответствующих норм ГК РК, а также  предоставление продавцу возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор,  установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше 30% стоимости товара, услуги, работы), в случае невыполнения им обязательств по договору и так далее.
Обратите внимание: любой заключенный между продавцом (исполнителем, изготовителем) и потребителем договор о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг должен содержать четко сформулированные и исключающие двоякое толкование условия, не требующие для их понимания специальных знаний, чтобы людей в заблуждение не
вводили…
Частенько на рынках и в магазинах можно увидеть корзины и стенды с таб¬личками «Распродажа». Этого момента новое законодательство тоже коснулось (ст. 15).  Теперь в связи с обновленным законом должна быть указана причина снижения цены. Например: «Уценка в связи с мелким браком». Если причина не указана, то считается, что вам продали товар надлежащего качества, но с браком, а значит, вы вправе его обменять, вернуть деньги и так далее в соответствии с законом. А если причина распродажи или уценки указана — тогда  вопросов нет.
Пополнился список товаров, не подлежащих возврату (ст. 30). Теперь нельзя вернуть ткань, трикотажное и гардинное полотно, искусственный мех, ковры, кружева, ленты, нетканные материалы, тесьму. А еще – провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, пленки и клеенки.
В этой же статье есть пункт 1-1, который обязывает продавца возвращать деньги за товар, проданный с истекшим сроком годности, независимо от его употребления и сохранения товарного вида в течение 30 календарных дней со дня приобретения товара. Если же недостатки можно устранить (например, починить сломанную вещь), то продавец обязан это сделать в течение 10 календарных дней с момента предъявления соответствующих претензий (п.3 ст. 30). Вообще, в законе подробно расписано, в какие сроки и какой товар можно менять, при каких условиях, кто должен платить за экспертизы и т.д.
Часто можно увидеть в супермаркетах таблички с перечеркнутыми фотоаппаратами и надписями «Фото- и видеосъемка запрещена». На сегодняшний день это – нарушение закона (ст. 24). Теперь фотографии и видео могут служить доказательством факта покупки в суде даже при отсутствии чека. Да и в принципе – вдруг вы захотите санврачам показать, как на товаре один ценник со сроком годности поверх другого наклеен…
Бывает и такое, что стоимость на ценнике не соответствует стоимости в чеке,  в этом случае продавец обязан продать вам товар по той цене, которая указана на ценнике (ст. 24). То есть когда в супермаркетах говорят: «Извините, мы не успели поменять ценник» — это их проблемы. На вашей стороне закон.
Еще один пункт, о котором стоит напомнить – право на свободное заключение договоров на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг (ст. 8).
— Например, если со всего подъезда только три человека захотели домофонную дверь, а остальные нет, домофонные компании обычно говорят: «Мы устанавливать домофон не будем», — говорит С. Тенизбаев. – На самом деле они обязаны для этих трех человек поставить домофон, а остальным раздать ключи, причем бесплатно. В этой же статье указано, что не допускается принуждение потребителя к заключению договоров на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг. Например, когда навязывают купить так называемую дополнительную гарантию на товар, этим у нас грешат некоторые магазины бытовой техники.
Так что знайте свои права, не позволяйте их нарушать!
17-9-2016 17 сентябрь 2016 г. 0 0