• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Ботагоз АЖАРБАЕВА
ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯАрхитектурные и историче-ские памятники Кызылордин-ской области — одна из важнейших сокровищниц культурного наследия казахского народа. Это наша история, которую необходимо сохранить и передать потомкам. Этой весьма сложной работой занимаются специалисты Кызылординского филиала РГП «Казреставрация» Комитета по культуре Министерства культуры и информации РК.
Сегодня в области под государственной охраной находятся около трехсот памятников архитектуры и истории республиканского и местного значения. Периодически на них реставраторы проводят широкомасштабные реставрационные работы. По словам руководителя Кызылординского филиала РГП «Казреставрация» Биртая Бижанова, только с 2001 года на территории области специалистами было отреставрировано порядка пятидесяти памятников истории и архитектуры. К примеру, выполнены реставрационные работы на мечети-медресе в древнем городище Сыганак и мавзолее «Кара-Сопы» в Жанакорганском районе, на мечети-медресе «Калжан-ахун» и мавзолее «Молла-Калан» в Сырдарьинском районе, на башне «Сарман-Ходжа» в Казалинском районе.  За последние двенадцать лет кызылординские реставраторы участвовали в реставрации около тридцати исторических объектов страны. Это такие известные памятники, как мавзолей «Козы-Корпеш и Баян-сулу» в селе Тарлаулы Восточно-Казахстанской области, комплекс «Азрет-Султан» (XIX век) и крепостная стена «Ески Туркестан» (цитадель) в Туркестане и другие.
– Наиболее сложным объектом для нас была мечеть «Бекет-Ата» в Мангистауской области, – рассказывает Б.Бижанов, –  это наскальное сооружение, которое было возведено в XVIII веке. Нам пришлось освоить навыки альпинизма. Работали в тяжелых климатических условиях, в безлюдном и труднодоступном месте.
Реставраторы области принимали также активное участие в реставрации исторических памятников Каира, Дамаска.
Как признался опытный реставратор, работа на исторических объектах нашей области не менее сложна.
– Почти все они возведены из сырца, – поясняет он,  – это  и создает ряд трудностей при реставрации.
К таким сложным объектам относится  мавзолей «Баланды-2» (IV-II век до н.э.). Памятник республиканского значения расположен в 380 километрах юго-западнее Кызылорды на левом берегу Куандарьи в Кармакшинском районе. Был раскопан в 1959-1960 годах археолого-этнографической экспедицией под руководством С.П.Толстова. Мавзолей выполнен из сырцовых кирпичей на глиняном растворе. Под воздействием атмосферных осадков произошло выветривание стен мавзолея. Их состояние усугубляли  различные микроорганизмы и гнезда птиц. Внутри помещения произошло отслоение штукатурки. Для восстановления стен реставраторы вручную изготавливали сырцовые кирпичи из материалов археологического отвала вокруг мавзолея.
В своей  работе местные специалисты используют, в основном, сауран-скую глину, которую специально привозят с месторождения, расположенного на границе с Туркестаном.  Гипс закупают в России.
Сегодня реставраторы продолжают работу на многих исторических объектах, куда входят, к примеру,  градостроительный комплекс Казалинского района – часть старого Казалинска, дом и мечеть Ганибая (сейчас библиотека), дом-музей Гани Муратбаева – бывшее здание Совдепа,  мечеть Ногая (мечеть Нуралы) XIX века. В настоящее время утвержден проект и выделены средства на реставрацию бывшей казармы в Кызылорде, построенной в XIX веке.
 
ИСТИНА  ДОРОЖЕ
 Научное проектирование каждого памятника истории и архитектуры требует привлечения специалистов различной сферы – архитекторов, строителей, химиков, биологов и многих других. Для реставраторов важно восстановление  первоначального вида исторического объекта. Именно восстановление, а не  обновление.
– Человек, если его жилище стареет и ветшает, ремонтирует его, – объяс-няет Б.Бижанов, – так работаем и мы.
Восстановление первоначального облика утерянных деталей исторического сооружения реставраторы проводят, сверяя их с архивными материалами и документированными снимками и фрагментами. Тщательно изучаются чертежи памятника. Важно точно определить время его постройки. Реставратор обязан хорошо знать не только типологические особенности сооружения, но и его внутреннюю конструкцию и стилистические особенности. Если те или иные детали не обоснованы научной документацией, то тогда они должны оставляться в том состоянии, в каком дошли до нас.
– При восстановлении памятника мы не вправе  что-либо добавлять от себя или убирать, – подчеркивает мастер, – наоборот, обязаны максимально сохранить основной замысел мастера, его почерк. И самое главное, детали, которые сохранились и были точно определены их первоначальные виды, мы должны восстановить без изменения. В нашем случае важно сохранить историческое наследие и передать его потомкам. Там, где начинается выдумка, заканчивается реставрация.
– Реставрация должна стоять выше эпохи, на самой вершине науки, только в этом случае она будет качественной, – подчеркивает Б.Бижанов.
Как отметил опытный мастер, вся реставрационная работа будет выглядеть как декорация, если при работах  не будет обеспечено сохранение и восстановление исторического и природного ландшафта памятника. Под историческим ландшафтом   обычно подразумевается  сохранение высоты и стиля объектов, расположенных в радиусе  нескольких километров. Что касается природного ландшафта, то на территории памятника должны рассаживаться только те деревья и растения, которые росли здесь веками. У каждого объекта должна быть сформировавшаяся столетиями флора и фауна.

МАСТЕРА-ЭНТУЗИАСТЫ
В Кызылординском филиале РГП «Казреставрация» сегодня работают около 70 реставраторов. Вот уже более тридцати лет они  преданно служат своему любимому делу.
– Без энтузиазма в нашем деле просто не обойтись, – уверенно говорит Б.Бижанов, – признаюсь, не все выдерживают те нагрузки и условия, в которых нам приходится работать. Тяжелый труд в безлюдной бескрайней степи, в песках, где нет  даже самых элементарных условий не только для реставрации, но и житья, заставил оставить любимое дело многих молодых специалистов. Опытные работники быстро приспосабливаются к новым местам. Из подручных средств они сооружают навесы, трудно приходится с обеспече-нием водой, для этого часто приходится рыть колодцы.
Реставраторы одновременно рабо-тают на 5-6 объектах по 10-12 человек в каждой группе.  
– Никто из нас не признается, что освоил на все сто процентов науку реставрировать, – утверждает руководитель филиала, – такого человека вы никогда и не найдете. Важно то, что каждый из нас на каждом памятнике  оставляет частичку своей души.
В ходе беседы Биртай Бижанов признался, что нынче в области заметен ощутимый подъем в организации реставрационных работ. По инициативе руководителя региона создан научно-методический совет по охране историко-культурного наследия, который будет планировать реставрационные и археологические работы.
 P.S. В области под государственной опекой числится лишь малая часть памятников истории, архитектуры, культуры.  По оценке специалистов, их на самом деле гораздо больше, где-то более двух тысяч. И каждый памятник  должен быть сохранен для потомков.  В руках реставраторов – возрождение и сохранение нашей истории. 
17 июля 2014 17 июль 2014 г. 0 0