Во всех развитых странах существует система государственной поддержки бизнеса, охватывая стадии становления и функционирования. Прежде всего государство осуществляет правовое, законодательное обеспечение бизнеса. Законодательство, регулируя антимонопольную деятельность, поддерживает предпринимательскую деятельность в целом, стимулирует инвестиционную и инновационную деятельность бизнеса.
В условиях существенно изменившейся в результате финансово-экономического кризиса макроэкономической ситуации и обострившейся конкурентной среды актуализируется проблема повышения конкурентоспособности национального предпринимательства. Современные казахстанские предприниматели, особенно занятые в малом бизнесе, испытывают основные трудности, возникающие вследствие неразвитой институциональной среды экономики, заключающиеся в высоком уровне коррупции и административных барьеров. Решение этих проблем требует государственного регулирования, учитывающего негативные последствия, обусловленные современным кризисом и трансформацией казахстанской экономики.
Проведенные экспертами Евразий- ского национального университета им. Л.Н.Гумилева исследования показывают, что наиболее проблематичными факторами по результатам опроса ведения бизнеса были названы: коррупция–15,7%, налоговое регулирование–12,9%, инфляция – 12,4%, налоговые ставки – 11,8%, доступ к финансам –10,3%, слабая подготовка квалифицированных кадров – 8,1%, нехватка инфраструктуры – 6,1%, бюрократия – 6%, криминал и воровство – 3,1%, трудовое регулирование – 2,8%, государственная нестабильность – 2,7%, слаборазвитая трудовая этика – 2,3%, здравоохранение –2,3%, политическая нестабильность 1,9%, валютное регулирование –1,6%.
Как видно, в числе проблемных факторов лидирует коррупция, которая тормозит экономический рост и препятствует устойчивому развитию. Утечка ресурсов в результате коррупции может достигать 30% ВВП.
Для профилактики и исключения коррупции Агентством Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) ведется большая работа, заключающаяся в постоянном адвокатировании (пропаганда) конкуренции и инициировании перед Мажилисом новых поправок в законодательные акты Республики Казахстан.
В свое время вопрос передачи функций по проведению государственного технического осмотра транспортных средств в конкурентную среду был инициирован Агентством Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) по результатам проведенного анализа рынка услуг технического осмотра. Изучение международного опыта показывает, что проведение техосмотра в зарубежных странах осуществляется специализированными организациями, а порядок его проведения устанавливает уполномоченный государственный орган в сфере транспорта. В соответствии с Указом Президента Нурсултана Назарбаева от 17 августа 2010 года «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» функции по проведению государственного технического осмотра транспортных средств переданы в конкурентную среду. До конца 2010 года функции по проведению техосмотра и контроля за его проведением в Казахстане осуществляла дорожная полиция МВД РК.
Таким образом, принятые изменения порядка проведения техосмотра позволят устранить непосредственные отношения между владельцами автотранспортных средств и представителями органов власти и исключить коррупционные составляющие, улучшить контроль за техническим состоянием транспорта, что положительно отразится на безопасности дорожного движения, а также будут стимулировать развитие конкуренции на данном сегменте рынка.
Одним из наиболее важных вопросов по развитию конкуренции и по профилактике коррупции Антимонопольное агентство видит в сокращении перечня регулируемых услуг субъектов естественных монополий и передачи их в конкурентную среду (Агентством разработан проект долгосрочной Дорожной карты по поэтапному выведению регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий в конкурентную среду) и в передаче в конкурентную среду отдельных (непрофильных) видов деятельности госпредприятий и организаций с государственным участием.
В целом Агентством было рассмотрено более 5 тысяч ходатайств на дальнейшую деятельность субъектов квазигосударственного сектора. При этом за 10 месяцев 2013 года Антимонопольной инспекцией по Кызылординской области рассмотрено 28 ходатайств государственных органов о создании предприятий с государственным участием, из которых 2 отказано. Вместе с тем остаются незавершенными некоторые решения, принятые в рамках работы по сокращению необоснованного государственного участия в предпринимательской деятельности. Несмотря на необходимость приватизации или преобразования в государственные учреждения предприятий с государственным участием, получивших отказ на дальнейшую деятельность, и передачи их в конкурентную среду, не все это выполнили.
Одной из причин этого являются нормы Закона «О государственных закупках», предусматривающие возможность закупа из одного источника у государственных предприятий и юридических лиц со 100% участием государства, а также непривлекательность данных активов для субъектов предпринимательства.
В связи с чем для устранения имеющихся проблем и в целом завершения данной работы Агентством предлагается рассмотреть возможность исключения норм, позволяющих госпредприятиям, получившим отказ, оставаться на рынке в форме АО, ТОО. Пересмотра положения норм закона о государственных закупках в части применения порядка осуществления государственных закупок из одного источника у предприятий с участием государства, что будет большим стимулом для частного бизнеса и конкуренции.
Вообще государственные закупки во всем мире являются самой коррумпированной системой, и это ни для кого не секрет. И в этой связи в качестве еще одной из существенных мер по совершенствованию системы защиты конкуренции на товарных рынках и исключения коррупции Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции предложило разработать единый закон для всех видов закупок. Отсутствие единых подходов в системе государственных закупок и их разрозненность (госзакупки; закупки нацкомпаний; недропользователей; субъектов естественных монополий и др.) с различными правилами требует внесения корректировок. Подходы и принципы проведения закупок должны быть едиными, которые обеспечат добросовестную конкуренцию среди участников рынка. При этом за основу предлагается взять Типовой закон о публичных закупках, разработанный Комиссией ООН по международной торговле.
В Послании народу Казахстана от 14.12.2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан – Лидер нации Н.А. Назарбаев четко сформулировал: «Мы движемся по ясной формуле: «Сначала – экономика, потом – политика». Каждый этап политических реформ увязывается с уровнем развития экономики. Поэтому мы последовательно идем по пути политической либерализации. Только так можно модернизировать страну и сделать ее конкурентоспособной». В мировой экономике категория «конкурентоспособность» является центральной, поскольку именно от нее зависит место и роль страны в современном мире. Конкурентоспособность страны определяется как способность в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, соответствующие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние государства и граждан. А благосостояние государства в целом и отдельных граждан, в частности, не поднимется, пока мы не будем развивать конкуренцию и не искореним коррупцию, тем более в преддверии вхождения нашего государства в ВТО.
Алим АЙМУРЗАЕВ,
руководитель Антимонопольной инспекции по Кызылординской области.