• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КУДА НАС ЛАЗЕР НАВЕДЕТ

Игорь ТИТЕНОК
Прежде чем рассказать о перспективах становления в нашей области машиностроительной отрасли, сделаем небольшой экскурс в прошлое, чтобы наглядно подтвердить, что нет ничего фантастического в том, что Кызылорда может стать машиностроительным центром.
Лет пять назад на полях одного из аулов Жалагашского района проводился научно-практический семинар. Сюда съехались агрономы, инженеры и руководители всех рисосеющих хозяйств региона. Цель семинара была в том,  чтобы убедить рисоводов, что чем ровнее чек, тем лучше, причем  было показано, как этого добиться суперсовременными средствами. Агрономам и инженерам показали, как итальянский планировщик с лазерным наведением ровняет почву в чеках.
Молодые специалисты дилерской фирмы, поставляющей итальянскую технику для рисоводства, их сверстники агрономы, инженеры, чиновники и журналисты с восторгом наблюдали, как планировщик в чеках проделывает реально ювелирную работу. В репликах восхищения слышалось сожаление, что мы такого машиностроительного уровня достигнем не скоро. Почти всеобщую эйфорию от импортного лазерного  планировщика нарушали лишь реплики технарей и агрономов, кому за пятьдесят.
Все дело в том, что они помнят, как четверть века назад на полях Кызылординской машиноиспытательной станции они с интересом наблюдали за работой первого в мире длиннобазового планировщика для рисоводства, который использовал лазер для точной обработки земли. Что самое удивительное, для тех, кто этого не помнит, длиннобазовый планировщик с лазерным наведением производился в цехах Кызылординского экспериментального ремонтно-механического завода. Тот планировщик действительно был длиннобазовым (ширина ножа девять метров) в отличие от итальянского (пять метров) и потому идеально ровнял поверхность чеков. Выходит, можем и в машиностроении добиваться хороших результатов, если на то есть условия и сильное желание. Ныне это называется  инвестиционная привлекательность.          
– И она у нас есть для развития машиностроительной отрасли, – уверен заместитель председателя правления АО «НК «СПК «Байконур» Искандер Сейдаханов, – у нас либеральные экономические условия, есть трансконтинентальные транспортные коридоры и свободные земельные участки, доступность  топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в рамках ТС, общего центрально-азиатского рынка позволяют рассматривать нашу область как своего рода международный промышленный оффшор для размещения дочерних компаний лидеров машиностроения из стран Восточной и Центральной Европы, а также из Китая.
Основанием для подобного утверждения служат наши переговоры с польскими машиностроительными заводами. Они намерены разместить в Кызылординской области высокотехнологичное производство запорной и фонтанной арматуры для горнометаллургического комплекса, химического и нефтегазового сектора. Причем наш регион даёт им логистические преимущества, широкую географию сбыта в ТС, центрально-азиатском регионе.
В этом случае появляются реальные предпосылки для исполнения программы импортозамещения для нефтегазового, горнометаллургического секторов в экономике области и страны.
Достигнуто соглашение с компанией «Баота» и другими машиностроителями Китая об организации в нашей области завода нефтегазового машиностроения. Вначале «отверточная» сборка, затем повышение локализации за 5-7 лет до оптимального уровня, до 75% производства комплектующих изделий, литья на казахстанских заводах.
Столь же продуктивны были контакты с «Ассоциацией машиностроительных технологий» из Чехии. С нашими чешскими партнерами подписано соглашение о создании в Кызылорде машиностроительного завода для производства запасных частей, узлов, комплектующих изделий, нестандартного оборудования для подвижного железнодорожного состава.
На производственных площадях локомотивного депо будет размещено высокоточное металлообрабатывающее оборудование нового поколения с ЧПУ, обрабатывающие центры и другие высокотехнологичные станки и агрегаты с лазерным замером точности. Главными потребителями продукции этого машиностроительного завода выступает национальный перевозчик АО «НК «КТЖ».
Нашим потенциальным инвесторам предлагается участвовать в технологическом наполнении, размещении дочерних производств в Индустриальной зоне  Кызылорды. Там уже отведены земельные участки для строительства стекольного завода, производства полимерных труб. Сейчас стоит задача ускоренного инженерного обустройства Индустриальной зоны, строительства там объектов инфраструктуры совместно с АО «НУХ «Байтерек».
Прорабатывается возможность и перспективы создания международного индустриального парка в правовой форме СЭЗ для аэрокосмических, энергосберегающих технологий в зоне хозяйственного влияния космодрома «Байконур». Уникальное геостратегическое расположение нашей области – перекрестка трансконтинентальных транспортных коридоров между различными макрорегионами Евразий- ского континента, в сочетании с технологическим парком и индустриальной зоной, позволяют нашему региону успешно конкурировать со странами Юго-Восточной Азии, «драконами» и «тиграми» Азиатско-Тихоокеанского региона, в размещении заводов и фабрик лидеров мировой экономики. Особенно тех компаний, продукция которых ориентирована на ёмкие и перспективные континентальные рынки Центральной и Южной Азии, Причерноморья, Закавказья, Урала и Сибири, Балтии и Европейской части России.
Эти концептуальные подходы к позиционированию индустриальных перспектив Кызылординской области получили подтверждение во время визита делегации нашей области в национальные центры инновационного развития и переговоров с ведущими компаниями Китая – лидерами нефтехимии и нефтяного машиностроения.
Были подписаны меморандумы с Международным центром по трансферту инновационных технологий (Харбин), крупной частной энергетической и нефтехимической компанией «Баота» (г. Иньчуань) и другими, об их принципиальном согласии в технологическом наполнении индустриальной зоны и промышленных узлов области, в том числе на условиях прямых инвестиций.
Достигнуты соглашения о создании и юридической регистрации в КНР нашего совместного предприятия с Центром развития высоких технологий «Факел». В этом случае индустриальный парк Кызылорды получает доступ к грантам (от 5 до 100 миллионов долларов) для создания сервисной инновационной инфраструктуры. Появляется возможность получения льготных кредитов, привлечения прямых инвестиций для трансфертов высоких технологий в экономику региона и страны по программе ФИИР.
Нам крайне важно поддержать баланс, оптимальное соотношение между экономическими интересами европейских и азиатских инвесторов.
Для наших зарубежных партнеров, ставших резидентами РК, открываются широкие перспективы участия в казахстанском наполнении и потреблении материально-технических ресурсов всеми недропользователями, компаниями с иностранным капиталом. Снимаются таможенные барьеры в рамках ТС и ВТО для продвижения товаров на новые, перспективные рынки.
Уверен, что развитие машиностроительной отрасли – это наш путь.

№172 от 21 ноября 21 ноябрь 2013 г. 0 0