• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

В «ТЕНИ» «СГОРИШЬ» БЫСТРЕЕ

Таша БЕРЕЖНАЯ               
Решив воспользоваться услугами такси, мы часто сталкиваемся с выбором — вызвать фирменное или воспользоваться услугами частника. Последних, надо признать, куда больше. Не успеешь поднять руку, как возле тебя тут же притормозит парочка машин.
Раньше такого обилия водителей, занимающихся  извозом, как сейчас, не было. В Кызылорде был один таксомоторный и автобусный парки. Многие водители тогда хотели там работать, но не всех брали. Но самое главное, пассажиры были спокойны, поскольку знали о том, что водители перед рейсом проходят обязательный медосмотр, да и транспорт перед выходом в рейс также подвергался осмотру. 
Без такси сегодня вообще невозможно представить нашу жизнь. Правда, в этой сфере до порядка еще далеко. Если в автобусах и «маршрутках» установлена твердая плата за проезд, то вот в такси полная неразбериха.  Несколько лет назад поехала в  командировку в Алматы, и удивилась, что там по городу была одна ставка – 500 тенге. Теперь и в Кызылорде ставка варьируется от 400 тенге и выше, и это в черте города. Из личного недавнего примера. На остановке «Жайна» подхожу к веренице такси и прошу довезти до «Small». Меня культурно направляют к стоявшему в цепочке первым, так как здесь своя очередность. На вопрос, сколько это будет стоить, слышу: «1000 тенге».
— Почему так дорого? –               удивилась я.
Мужчина невозмутимо стоял на своем: 
— Вы спросили, я вам ответил. Не хотите, ваше дело.
Тут один из водителей, мужчина лет 60, этой же вереницы такси, который стоял последним, подзывает и предлагает отвезти за 700. Спасибо и на этом, хотя все равно очень дорого, но выбора не было, согласилась. В пути разговорились. Оказалось, Абике — опытный водитель, трудовой стаж насчитывает 30 лет.
— На своем веку на разных машинах довелось поездить, и  в автопарке работал, еще при Союзе, на «Икарусе» ездил по первому маршруту, — говорит Абике. — Когда автопарк закрыли, стал дальнобойщиком, столько дорог исколесил. Но потом хозяин продал «КамАЗ», и я остался без работы. Что делать? Пришлось взять кредит и покупать машину, чтобы заняться частным извозом. Сегодня это моя работа, которая меня и мою семью кормит. Жена учительницей работает, один ребенок в институте учится, другой — в колледже. За учебу надо платить. 
— Но почему  вы так дорого берете за проезд? – не успокаиваюсь я.
— А как вы хотите, 200 тенге, что ли, брать? Ведь свою машину я сам и обслуживаю, — возмутился мой собеседник. — На запчасти, на бензин — все из моего кармана. В случае простоя, если заболею, мне никто не оплатит больничный. Я бы тоже хотел работать по своей специальности в каком-то коллективе, чтобы и заработок был нормальным, стабильным, а не 30-40 тысяч, как сейчас предлагают шоферам, куда я обращался. В крупную компанию меня уже не возьмут, потому что возраст уже не тот, молодые нужны. А тут я больше заработаю, да и график работы сам себе устанавливаю.
— Но вы ведь работаете в «тени», налог не платите, патента нет.
— А зачем мне легализовать свою работу, мне и так неплохо? – признался он. 
На мои рассуждения по поводу того, что надо бы о пенсии задуматься, делать пенсионные, социальные отчисления, мой собеседник только ухмыльнулся.
А сколько молодых мужчин   таксуют нелегально? А ведь именно  им в будущем придется рассчитывать в старости только на свои пенсионные накопления. И кто будет виноват в том, что они станут получать минимальную пенсию? Наверное, они будут кивать на государство, которое не позаботилось, мол, о них в старости. А почему государство должно  это делать, если они сейчас, скрывая свои доходы, уклоняясь от налогов, не думают о старости?
Думается, что проблем у человека не будет, если он, решив заниматься частным извозом, зарегистрируется в налоговом комитете как индивидуальный предприниматель либо будет работать по патенту.

№173-174 от 23 ноября 2013 23 ноябрь 2013 г. 0 0