Айнагуль МАНАБАЕВА
Чтобы нормально жить, работать, растить детей, человек в первую очередь должен иметь крепкое здоровье.
Глава государства Нурсултан Назарбаев здоровье нации считает основой успешного будущего нашего государства, а потому в Стратегии «Казахстан -2050»: новый политический курс состоявшегося государства» особое внимание уделил сфере здравоохранения. Президент определил ключевые приоритеты – обеспечение качественных и до-ступных медуслуг, диагностирования и лечения максимально широкого спектра болезней, внедрение услуги «смарт- медицины» и многое другое. Все это, по мнению Главы государства, будет важным вкладом в обеспечение здоровья нации.
Результаты целенаправленной и мудрой политики Президента страны не заставляют себя долго ждать. Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что казахстанская медицина заметно шагнула вперед. И у нас в области медицина не стоит на месте.
По словам руководителя областного управления здравоохранения Ирана Шаметекова, целевое вложение денежных средств дает свои результаты, показатели по основным индикаторам нынче по сравнению с прошлым годом заметно улучшились. Так, за 9 месяцев 2013 года уровень младенческой и материнской смертности впервые за послед-ние 10 лет стал ниже республиканского. За 9 месяцев зарегистрирован один случай материнской смертности.
Улучшились основные показатели противотуберкулезной службы. За 9 месяцев 2013 года зарегистрировано 525 больных против 549 случаев в прошлом году. Смертность от этого заболевания тоже уменьшилась: в 2012 году умерло 50 больных, в 2013-м – 32 человека.
– Что касается онкологиче-ской службы, то и здесь есть позитивные подвижки. В первую очередь, улучшились показатели раннего выявления и 5-летняя выживаемость онкологиче-ских больных. Лучше стало и с лекарственным обеспечением больных. Сегодня 100618 больных, состоящих на диспансерном учете, полностью обеспечены бесплатными лекарствен-ными средствами.
Потребность отдельных категорий лиц в лекарственном обеспечении на бесплатной основе на амбулаторном уровне выросла в связи с активным проведением скрининговых обследований населения на предмет раннего выявления ряда заболеваний (болезни системы кровообращения, онкопатология и т.д.). На покрытие растущей потребности больных в лекарственном обеспечении планируется выделение 1 134,4 миллиона тенге.
На сегодняшний день готова про- ектно-сметная документация на капитальный ремонт 14 объектов здравоохранения, нуждающихся в нем. Проведение ремонтных работ на 5 объектах из запланированных намечено начать уже в следующем году. На эти цели преду-смотрено 521,6 миллиона тенге.
Обеспеченность лечебно-профилактических учреждений санитарным автотранспортом составляет в среднем 81 процент. Из необходимых по норме 400 единиц санавтотранспорта на сегодняшний день имеется в наличии 323. В 2014 году запланировано приобрести 58 санитарных автомашин, на что преду-смотрено 149 миллионов тенге.
Планируется строительство поликлиники на 100 посещений в смену в поселке Саксаульск Аральского района и на 250 посещений в смену – в поселке Тасбогет; одной сельской больницы на 40 коек в поселке Саксаульск Аральского района; проведение капитального ремонта противотуберкулезного диспансера в поселке Тасбогет и сельской больницы в поселке Торетам Кармакшин-ского района. Кроме того, в аулах Акжарма Сырдарьинского района, Енбекши Шиелийского района, Тогускен Жанакорганского района будут построены 3 врачебных амбулатории, приобретены 13 единиц автотранспорта, медицинское оборудование, на что преду-смотрено 595,8 миллиона тенге.
– Анализ состояния обеспеченности лечебно-профилактических учреждений медицин-ским оборудованием показал, что показатель обеспеченности в среднем по области составляет всего 35,4 процента при республиканском показателе 58,4 процента, – отметил руководитель облздрава. – Поэтому для нас актуальной остается проблема оснащенности необходимым оборудованием, что, в свою очередь, обеспечит качество медицинской помощи.
С 2014 года Единая национальная система здравоохранения РК переходит на второй уровень, то есть основное внимание будет уделено амбулаторно-поликлиническому звену системы здравоохранения. А это предусматривает внедрение новой модели финансирования, которая основана на принципе подушевого тарифа, что означает, что реально деньги пойдут «за пациентами» по ме-сту их прикрепления.