• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

«БАБЫ БАЗАРНЫЕ…»

«БАБЫ БАЗАРНЫЕ…» 
Прохаживаясь по любому базару в поисках дешевой еды, давайте отметим то, на что обычно просто не обращаем внимания. Редко где можно встретить возле мешков с картошкой или луком торговца-мужчину.В торговых рядах, в основном,работают, выражаясь просто, одни бабы.С утра до вечера.В жару и холод.

Это та частьнаселения, которую называют «самозанятой». Называют официально, не определяя содержимое социального пакета для этой категории лиц. Никаких льгот при лечении «профессиональных» болячек, никаких отпусков, ни путевок в лагеря детям «баб базарных» со скидкой и даже, что говорить,никакого уважения к профессии. Напротив, упреки за перекупку, а значит, повышение цен на повседневные товары и ненависть экзальтированной публики. Но если приглядеться, то все женщины, торгующие на рынках, заслуживают уважения. Хотя бы за то, что на вырученные деньги они кормят своих детей иродителей. К великому стыду - и мужей.

Почемуонипошли торговать на базар? С какими проблемами они средь ящиков и мешковсталкиваются?С этими вопросами я обратилась к несколькимженщинам рынка «Сыбага», торговавшим под знойным летним солнцем овощами и фруктами. Заглянулав мясной отдел.Побеседовала со своими ровесницами ис теми, кто по возрасту годится мне в матери. Женскиесудьбыоказались довольно похожими. Больше половины собеседниц имели на рукахболее трехиждивенцев. У многих мужья или отсутствовали, или же сидели без работы. Приведудве характерныеистории.

Гуля К., 34 года. Закончила местный кооперативный техникум.Проработав немногоэкономистом-бухгалтером, попала под сокращение.Осталась без работы. С мужем, который никогда не обременял себя никаким трудом, и свекровью. Через год после свадьбыегоосудили навосемь лет тюрьмы. Беременной женщине пришлось искать хоть какую-то работу. Никто не хотел принимать ее в таком положении. Не найдя выхода, со слезами на глазах Гуля пришла к тогдашнему директору рынка Султану Шакирову.

- В самые тяжелыедни, - вспоминаетнаша героиня,- он оказался единственным человеком, который понял меня и помог. Только тогда я поверила, что мир действительно не без добрых людей.Стала продавать в небольшой будке сигареты, напитки и другие мелкие товары.

Старший брат мужа и его женавыгналиГулю из дома свекрови.Сына она родила уже в домеродителей. Оставив месячного ребенка под присмотром матери,опять вышла на базар. Помимо собственного чада, надо было кормить отца, мамуи четверыхмладших братьев и сестер. Еще она ездила на свидания к мужу в тюрьму. Его освободили условно-досрочно через четыре года.Вернувшись домой, он тут жеподал на развод, отказавшись от ребенка. И женился на другой.

Гулявынеслаи этот удар. И вскореначала торговать в мясном отделе.

- Почему-то клиенты думают, что мы только и делаем, что продаем готовое мясо и кладем деньги в карман, - недоумевает моя собеседница. - Знали бы вы, что всю чернуюработу, начиная от покупки скотины и заканчиваяреализацией мяса, женщины выполняютсами.

Подъемранним утромв 3-4 часа. Среди ночного мрака в страхе ловишь такси, чтобы доехатьдо скотного рынка.Выторговав тысчонку, отвоевываешь приглянувшегося бычка. Из своего кармана платишь «камазисту», чтобыотвезти его в убойный цех. После тушуна такси отправляешьна базар в разделочный отдел.

- Всеуслуги, куда входят оплата грузчикам, разделочникам, налоговые обложения, лабораторная служба, хранение продукции в холодильной камере, в общей сложности нам обходятся в семь-восемь тысяч ежедневно, –считает Гуля. – И это при условии, что продавец успеет реализовать мясо в течениедня. Если нет, то расходы удваиваются на вторые сутки. Еще один минус – мясопри этом теряет товарный вид.

Ни одна женщина, которая работает на рынке, не может себе позволить хотя бы один день отдыха в кругу семьи. Дети просто останутся безхлеба.К тому же можно потерять место за прилавком.

Не имеют они права и заболеть.А болячек у всех собралось предостаточно. От различных гинекологическихзаболеваний, приобретенных во время длительного пребывания на холоде в зимние морозы, до неврологических – от «приятного» общения с клиентами. Такой труд вконец изматывает женщин.

-По сути, мы, базарные бабы, должны надеяться только насебя, - возмущается Гуля. - Наши справки не имеют никакой юридической силы. В банках вообще над ними смеются. Чтобы получить ипотекудля покупки жилья, я устроилась еще и на фирму. Пахала, как лошадь. Купила кое-как квартиру. И теперь весь мой доход уходит лишь на выплату кредита. Слава богу, что за пятнадцать лет работы на рынке всехбратьев и сестер я ужевырастила и поставила на ноги. У каждого свой семейный очаг.

Следующая наша героиня – Салтанат апа – проработала более тридцати лет фельдшером. Мать семерых детей. Из-за мизернойпенсии уже шест-надцать лет продает на рынке картошку, капусту и другие овощи. Берет мешками под реализацию. С каждого проданного килограмма имеет по пять-десять тенге. На вырученные деньги сразу же покупает продукты питания домой.

- Мы рады и этому, - рассказываетмногодетная мать. -Хоть не голодные.Не сидим с протянутой рукой. Со мной живутсын и невестка.Оба инвалиды третьей группы. Куда я только ни обращалась, чтобы их трудоустроить. Никтоне берет на работу. На свои пособия по семь тысяч тенге каждому они не в силах прокормить своих троих детей. К тому же у меня еще и два кредита на шее, которые необходимо вовремя проплачивать. Каждый день мы платим налог за услуги грузчика. Зимой вообще «садимся в лужу». Кое-как сводим концы с концами. Меня хоть временами выручает пенсия. Однако на рынкев основном трудятсяженщины, которые в свое время попали под сокращение на закрывшихся предприятиях города. Сегодня они лишены каких-либо государственных начислений и пособий. Существуют только благодаря базару.

Наш рынок стал кормильцем не только для жителей города. Неплохо устроились здесьтуркестанские и киргизские братья. Под навесами от именитыхкомпаний, расположившихся внаиболее удачных точках,некоторые, на мой взгляд, чувствовали себявесьмаудовлетвореннымиположением.Наверное, для них рынок – это образ жизни, не иначе.

Долго ещене оставляли в покое словасобеседниц. «Мы никому не нужны, нам не на кого надеяться».А ведь и правда, как жить, не имеяникакихгарантийдля уверенности в завтрашнем дне.

Сотнитружениц, на чью долю выпала самая тяжелая участь. Приглядитесь повнимательней к ним. И вы увидите, что под маской грубых и сильныхбазарных баб скрываются красивые и добрые душой женщины. Они тоже хотят быть просто слабыми. Но им это не позволено судьбой…

Ботагоз АЖАРБАЕВА

18 июня 2008 18 июнь 2008 г. 0 0