ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЖИЗНИ
30 августа 2013 года наша республика отметит важное событие в своей истории – 18-летие Конституции, Основного закона государства, документа особой исторической значимости, нашей государственно-сти, гаранта важнейших прав и свобод граждан, фундамента развития экономики, политики, куль-туры, социальной сферы. Исторические обстоятельства принятия Основного закона республики были далеко не случайными. С обретением 16 декабря 1991 года независимости Казахстан провозгласил своим официальным политическим курсом реформирование отношений в обществе и государстве, направленных на построение демократии, правового государства и рыночной экономики. С этого момента в стране началось осуществление последовательного перехода от политической системы советского типа к новой государственности, в основу которой были положены демократические принципы. В те сложные времена перед обществом встал вопрос о принятии высшего политического документа государства, который четко определил бы контуры государственности, его правовой системы, формы правления организации государственной власти. Всё в обществе должно было базироваться на прочной конституционной основе. Шло формирование конституционной системы в стране – сначала была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, затем Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» и первая Конституция 1993 года. Созданная в переходной период, в условиях обретения независимости, смены государственной правовой системы и утверждения страны на пути демократического развития Конституция 1993 года не могла удовлетворить потребности современного развития. Это обусловило принятие новой Конституции, приоритеты которой Президент страны Н.А. Назарбаев изложил в марте 1995 года на заседании Ассамблеи народа Казахстана. В результате всеобщего референдума, проведенного 30 августа 1995 года, была принята новая Конституция Республики Казахстан, устранившая недостатки прежнего государственного устройства. Проект новой Конституции широко обсуждался в обществе. Граждане республики внесли около 30 тысяч предложений, а специально созданный под руководством Президента РК экспертно-консультативный совет их изучил. Более тысячи поправок были учтены при доработке текста, в результате 55 из 99 статей проекта Конституции претерпели существенные изменения. Как отметил Глава государства, «с полным основа-нием можно сказать, что автором Конституции является народ Казахстана». 30 августа 1995 года 81,9% населения, принявшего участие в референдуме, высказалось за принятие нового Основного закона страны. Новая Конституция создала прочную основу для становления и укрепления институтов государства и общества. Заложила гарантии надежной защиты прав и свобод человека и гражданина. При этом Президент Казахстана выступает надежным гарантом Конституции, инициатором и проводником политической и экономической модернизации страны. Конституция Казахстана – не только правовая, но и в определенной степени идеологическая основа государства. Как отмечает в своих выступлениях Глава государства – Лидер нации Н.А. Назарбаев: «Конституция Казахстана – это общенациональная идея, воплощенная в букве закона. Она отразила в современных правовых понятиях мечты многих поколений наших предков: о свободе и возможности самим вершить свою судьбу, о государстве, где власть служит интересам всего народа, о независимой стране, известной и уважаемой во всем мире». Конституция РК заложила основу позитивным процессам становления и укрепления институтов государственной власти и общества, предусмотрела необходимые условия для динамичного развития экономиче-ского, социального и культурного потенциала страны. Исходя из ключевых положений Основного закона, были проведены важные для страны преобразования: построение рыночной экономики и основ демократического общества. Реформы, проведенные Лидером нации, признаны наиболее успешными, а республика стала лидером реформ и первой среди государств бывшего СССР получила статус страны с рыночной экономикой. Основной закон закрепил фундаментальные принципы общественного и государственного устройства независимого Казахстана. В Конституции РК четко определены в качестве основополагающих принципов общественное согласие, политическая стабильность, экономическое развитие и решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. В соответствии с Основным законом созданы новые для страны демократические институты, реализован основной принцип демократии: разделение власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную, с четким механизмом сдержек и противовесов. Одним из признаков развития демократизации казахстанского общества является инициированная Президентом страны идея выборности акимов сель-ского уровня и успешно проведенные 5 – 9 августа 2013 г. первые в истории независимого Казахстана выборы глав местных органов власти. Было избрано 2454 акима городов районного значения, сельских округов, поселков и сел, в которых проживают 7 млн 632 тысячи казахстанцев. В статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Глава государства подчеркивает, что цель и смысл социальной модернизации страны состоят в том, чтобы подготовить общество к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики. Необходимо найти оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием Казахстана и широким обеспечением общественных благ, утвердить социальные отношения, основанные на принципах права и справедливости. Незыблемость базовых положений Основного закона позволила Казахстану состояться как современному, сильному и перспективному государству. Деятельность Лидера нации, органов государственной власти, общественных институтов, граждан, достигнутые страной успехи, мирная и спокойная жизнь людей, наша уверенность в завтрашнем дне, рост авторитета Казахстана на международной арене базируются на правовых основах, определенных Конституцией. Наши достижения являются лучшим подтверждением осуществления воли народа – творца Основного закона. В Послании Президента РК – Лидера нации Н.А. Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» подведены итоги развития страны за период более 20 лет и намечены стратегические задачи развития казахстанского общества на ближайшие десятилетия. Самое главное до-стижение – создан независимый Казахстан, оплот вековых чаяний и мечтаний нашего народа. Проведены конституционные и политические реформы, создана современная система государственного управления, основанная на разделении ветвей власти. Сформировано интегрированное экономическое пространство страны. Юридически оформлены границы государства. Построена новая столица страны – Астана. Восстановлена историческая справедливость по отношению к казахскому народу, нашей культуре и языку. Казахстан и сегодня остается родным домом для 140 этносов и 17 конфессий и стал центром глобального межконфессионального диалога. В стране сформировалась современная модель рыночной экономики, поставлена задача войти в число 50 наиболее конкуренто-способных стран мира. Конституция 1995 года позволила нашей стране пройти огромный путь глубоких социально-экономических и политических преобразований. Это путь стабильного и динамичного развития казахстанского общества и молодого суверенного государства, занявшего свое достойное место в мировом сообществе народов. Поступательное и уверенное движение Казахстана стало возможным благодаря дальновидной политике Лидера нации – Президента Н.А. Назарбаева. Президент страны, не останавливаясь на достигнутом, определил в своем Послании новый политический курс нации до 2050 года, когда Казахстан должен войти в число 30 самых развитых государств мира. Эта грандиозная задача должна в первую очередь заинтересовать молодое поколение в интересах будущего нации и сохранения государства, нашей Родины. Независимость, суверенитет, государственность, экономический прогресс, свободы и права человека, равенство всех граждан, живущих на казахстанской земле, являются главными ценностями нашего общества, и это отражено в нашей Конституции. Беречь эти незыблемые ценности – долг каждого из нас. Минсара Караманова, заведующая кафедрой истории, политологии и социологии КГУ им. Коркыта-ата, к. и. н., доцент.