В областном пресс-клубе состоялась презентация проекта «Инклюзивному образованию – да!». Открывая встречу, заместитель директора департамента по защите прав детей Кызылординской области Александр Абанин отметил, что инклюзивное образование направлено на помощь детям-инвалидам и сейчас широко применяется в ряде стран. При таком методе обучения ребята с ограниченными возможностями могут заниматься в обычных школах вместе со своими сверстниками. Реализация подобной практики начинается и в Казахстане. По словам исполнительного директора общественного фонда «Дети Чернобыля и Арала», координатора вышеназванного проекта Куралай Исаевой, инклюзивное образование ориентировано на поддержку «Государственной программы развития образования в РК на 2005-2010 годы», предусматривающей реализацию прав детей-инвалидов на получение образования по принципу «образование для всех в течение всей жизни». Проект одобрен акимом области. Основные ожидаемые результаты: будет спроектирована модель инклюзивного образования на экспериментальной площадке. Впервые детально произведут расчет бюджета инклюзивного обучения для детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах. Таким детям предоставят равный доступ к образованию, создав систему комплексного обеспечения и социально-психологической поддержки, в соответствии с принятыми государственными правилами. Дети-инвалиды будут получать полноценные знания, адаптируются в обществе, у них появится возможность общаться со своими сверстниками, выработается уверенность в себе, для них создадут все условия для интеллектуального и психологического развития. В перспективе инклюзивное образование планируется использовать в детских садах, школах, сузах и вузах. Большую помощь участники проекта ожидают от психолого-медико-педагогических консультаций, реабилитационных центров, специализированных классов. Кроме того, есть планы открыть пилотную школу по инклюзивному образованию. Что касается имеющихся трудностей, то они следующие: архитектура школ не приспособлена для детей-инвалидов; такие ребята часто признаются необу- чаемыми; большинство директоров и учителей массовых школ недостаточно знает о проблемах инвалидности и не готовы обучать в обычных классах; родители детей с ограниченными возможностями не знают, как отстаивать права своих чад на образование и испытывают страх перед органами образования и социальной поддержки. - По мнению экспертов, система образования, общество в целом не готовы к обучению таких ребят, - отметила К. Исаева, - поскольку проблемы инклюзивного образования не исследованы. Вместе с тем можно отметить, что лед тронулся, поскольку в Кызылорде в школе № 233 открылся пилотный мини-центр, где ребят обучают по принципам инклюзивного образования. Проект осуществляется при поддержке департамента по защите прав детей и финансовом содействии корпоративного фонда «Игилик». Инклюзивное образование практикуется также в Алматы, Астане и Петропавловске. Что ж, думается, такой метод обучения действительно необходим, ведь это плохо, когда ребенок изолирован от сверстников, замыкается в себе и постоянно думает о своей ущербности. А в обществе он научится избавляться от комплексов, обретет товарищей, в школе ему дадут возможность получать полноценные знания.
Руслан АБУТАЛИПОВ.