Мира ЖАКИБАЕВА
Последний раз я была на зимней рыбалке два года назад. И вот на днях мне посчастливилось побывать на озере Караколь. Красота тут неописуемая и непередаваемая. Мороз, солнце, ослепительное сверкание снега…
Недавние холода сковали водоем толстым льдом. Рыбаки говорят, что толщина доходила до 80 сантиметров, а кое-где еще больше. В такую стужу рыбе не хватало кислорода, и на бесхозных водоемах она гибла. У Караколя есть хозяин, поэтому здесь у рыбы больше шансов выжить.Это озеро находится в 110 километрах от Кызылорды. Каждый день хозяева водоема вместе с инспектором рыбной инспекции прорубают лунки, приносят насосы и включают их, чтобы прокачать воду. Только так, говорит Мустафа Комекбаев, рыба не погибнет от недостатка кислорода. Сам он живет вместе с семьей около озера, чтобы можно было следить за ним и днем, и ночью.
Нередко приезжают на озеро браконьеры, поэтому патрулировать выходят по шесть-семь человек. Один из смотрителей – Жумабек Комекбаев, он брат и хозяин озера Жаманколь, которое находится недалеко отсюда.
Мы бурим лунки во льду, чтобы рыба могла дышать. Мустафа рассказывает, что его рыбное хозяйство договаривается с рисоводами, чтобы те спасённых из рисовых чеков мальков тысячами запускали в его озеро. Каждый год покупают сети, заказывают качественные российского производства, стоит она сейчас пятьдесят тысяч тенге. Подрастёт рыба в озере, нужно увеличивать лов, покупать больше снастей, лодок. Мустафа рассказывает, что на озере они каждый день. Несмотря на мороз,почти каждый день приезжают сюда любители зимней ловли.
– Многие люди приезжают порыбачить для души, – рассказывает Жумабек. – Некоторые за целый день одного окуня и щуку вытаскивали, с этим и домой возвращались, но были довольны. Правда, и без хорошего улова не бывает – больших рыб тоже здесь вылавливают. В моем озере растёт много различных трав и вдоволь камыша. Естественный корм делает рыбу жирной и придаёт ей особенный вкус.
Жумабек говорит, что года два назад слышал, как за браконьерство дали браконьерам условный срок – по одному году за то, что глушили рыбу электрошоком. Рыба после этого если и выживет, вообще перестаёт метать икру, мальки погибают, рыба болеет. Таких «глушителей» он ловил не раз.
Летом и зимой на озере немало отдыхающих и рыбаков-любителей. Если ведут себя нормально, не пьянствуют, не дебоширят, не загрязняют территорию, ловят на удочку, то Жумабек-ага никаких претензий к ним не имеет.
– Зимой рыбу спасаем от мороза, – продолжает собеседник. – Раньше проводили так называемый срочный мелиоративный отлов. То есть отлавливали рыбу неводом и сетями, освобождая жизненное пространство для подводной фауны, а сейчас так нельзя – нужно получить разрешение на отлов, а это долго. Гибнет рыба зимой еще и потому, что с каждым годом мелеют озера. Чем меньше воды, тем больше вероятность, что зимой оно промерз-нет почти до дна. Если на озере ледяной панцирь в 70-80 сантиметров, то это беда.
Еще один рыбак-любитель – Казим Мурадов ловит рыбу круглый год. Несколько дней назад выходил ловить сачком. Казим работает в рисоводческом хозяйстве «Достык-жер-МК» аула «III Интернационал» Кармакшинского района. Вместе с ним вышли односельчане Курбан Эйбов, Яхья Арифов и Ибрагим Рагибов. Все мои новые знакомые рыбачат с детства. Говорят, что раньше в озерах было много рыбы, сейчас намного меньше, да и высохшие водоемы уже не редкость. Рыба и дичь для них – хорошее подспорье, ведь работа сезонная, осенью заканчивается рисовая страда, люди до весны свободны. Рыбаки подготовили бур и другие инструменты. Мы покидаем Караколь и едем в сторону Жосалы, на другое озеро.
По дороге рыбаки рассказывают, что сейчас хорошо ловится щука, язь, карась. Подъехав к озеру, спускаемся по сугробам вниз. Снега навалило столько, что проваливаешься в сугроб почти по колено.
Рыбаки расчищают снег на льду лопатами, появилась зеркальная поверхность, в ход идет бур. Минут десять работы – и готова лунка. Замер показал, что толщина льда почти 50 сантиметров. Несколько раз опускаем сачок в прорубь, но большой рыбы нет. Наловить рыбы здесь не удалось – сачками вытаскивали только замороженную мелочь, и мы идем дальше. В другой части озера у рыбаков оказалось больше рыбы и толщина льда меньше –сантиметров двадцать. Тут за несколько часов в сачок Казиму попалось штук пятнадцать рыб среднего размера. В основном, это сазаны и змееголовы. Если бы посидели еще часа три, наверное, наловили побольше. Но февральский мороз давал о себе знать, и мы покинули озеро.
У нас в области сейчас более двухсот озер, из них в 170-и водится рыба. Хозяев нет у 47-и, остальные – под присмотром. В этом месяце пройдет тендер, и хозяева, возможно, найдутся и у других. В республике хозяевам озер, которые производят товарную рыбу, положены субсидии. Выдаются они с учётом площади озера, затрат на мальков и противозащитные мероприятия, поскольку хозяева озер должны не только ловить рыбу в своих водоемах, но и зарыблять озера. К сожалению, нашей области эти субсидии уже не выделяют, потому что пару лет назад их не освоили.
Для того, чтобы сохранить рыбу и выращивать её, с 2010 года действует «Программа развития рыбного хозяйства Кызылординской области». В ней предусмотрен комплекс мер, направленных на создание устойчивой базы развития аквакультуры, рациональное использование имеющихся водных ресурсов с учетом специализации сель-ского хозяйства на орошаемом земледелии, а также внедрение современных технологий, позволяющих получать рыбную продукцию при минимальном зарыблении. Планируется вылавливать 15 тысяч тонн рыбы в год. Как будет на самом деле, покажет время.
Фото автора.