«…Мы строим новую железную дорогу протяженностью 1200 километров «Жезказган – Шалкар – Бейнеу». Она свяжет напрямую Восток и Запад страны, оживляя множество районов центра. Эта магистраль позволит через Каспий и Кавказ выходить в Европу. А на востоке – в порт Ляньюньган на Тихом океане, о чем есть соглашение с КНР…»
(Из Послания Главы государства народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».)
Казыбек КАМАЛУЛЫ
В ходе республиканского телемоста в первых числах июля 2012 года Глава государства Нурсултан Назарбаев дал старт строительству железной дороги Жезказган – Бейнеу, которая проходит и через станцию Саксаульск Аральского района. С тех пор прошло около двух лет, и за это время новая железная дорога, которая пересекает территорию самого северного района с севера на юг, обрела реальные очертания. Вместе с ней активно ведется строительство объектов инфраструктуры.
Для жителей станции и поселка Саксаульск, а также всего Аральского района, строительство новой железной дороги стало настоящим событием, перевернувшим жизнь. Постоянную работу уже сегодня получили сотни человек, открываются невиданные ранее перспективы. И потому аральцы считают, что железнодорожная ветка «Саксаульск-Жезказган» вполне заслуживает название «стройки века». Вдоль этой ветки, протяженность которой составляет 544 километра, будут расположены 13 станций и 30 железнодорожных разъездов. 116 километров дороги проходит по территории Аральского района.
Сегодня стальную магистраль невозможно представить без многочисленных объектов инфраструктуры на каждой станции и разъезде – строительство их уже началось. Кроме того, будут созданы оптимальные условия для развития производства, малого и среднего бизнеса. С первого дня строительные работы ведут известные в Казахстане компании ТОО «СК «Базис» и ТОО «Жол жөндеу-ші». Стройка требует все больше и больше рабочих рук.
В настоящее время ТОО «СК «Базис» завершает отсыпку земляного полотна на протяжении 115 километров от Саксаульска в сторону города Жезказгана. Одновременно из Жезказгана и Саксаульска навстречу друг другу рабочие ведут укладку так называемых решеток – это железобетонные шпалы, на которые укладываются и «сшиваются» рельсы, образуя отрезок железнодорожного пути длиной около ста метров. Поступают решетки из Казалинской производственной базы Кызылординской дирекции по ремонту путей, а также из других регионов республики.
Дальше работу будет продолжать ТОО «Жол жөндеуші», которому предстоит укладывать земляное полотно дальше. Только на этом отрезке будут установлены 89 водостоков и скотопрогонов. В настоящее время идет работа по обустройству скатов железнодорожной насыпи и формированию русел для пуска воды в водостоках. Полностью завершено строительство ряда небольших мостов, на которые ушло 463 кубометра монолитного и 100 кубометров сборного железобетона.
Отметим, что прокладка железной дороги, какой бы протяженности она ни была, – это грандиозная стройка, поскольку железная дорога не может функционировать без различных объектов инженерной инфраструктуры. Например, в том месте, где новая железная дорога пересекает международный транзитный автокоридор «Западная Европа – Западный Китай», решено построить большую автодорожную развязку, которая проходит над железнодорожным полотном. При монтаже конструкций на строительстве этого сооружения было использовано 2800 кубометров монолитного и 350 кубометров сборного железобетона. В настоящее время началась подготовка к укладке земляного полотна для подводящих дорог. Здесь будет использовано 180 тысяч кубометров грунта. На 515 километрах дороги будут установлены опоры и протянуты электрические линии. На участке между Саксаульском и Жезказганом сейчас работают более тысячи единиц техники и 1500 строителей. На сегодня отсыпано 298 миллионов кубометров земли. Построено 4 из 9 железнодорожных переездов. Главное требование, которое предъявляется к строителям, – высокие темпы и качество работ.
Как говорит главный инженер локомотивного эксплуатационного депо станции Саксаульск Сейтен Коптлеуов, скоро работы по реализации проекта будут завершены. С каждым днем все ближе становится день, когда наступит торжественный момент – стыковка рельсов, идущих со стороны Жезказгана и от Бейнеу.
Большое значение реализации одного из самых крупных проектов, реализуемых в Казахстане, придает Глава государства Нурсултан Назарбаев. По словам Президента Казахстана, в мире сегодня нет примеров, когда бы в течение столь короткого времени построили железную дорогу протяженностью более 1000 километров.
Строительство магистрали уже вносит много нового в жизнь населения Аральского района. После его завершения постоянной работой будут обеспечены более тысячи человек. Недавно поселок получил статус опорного населенного пункта. Тут уместно вспомнить, что Национальная компания «Казақстан темір жолы» планирует вложить в развитие Саксаульска 20 миллиардов тенге. Уже в ближайшее время начнут поступать инвестиции, которые пойдут на решение проблем Саксаульска, он станет большой узловой станцией.
В первую очередь, строительство железной дороги окажет благотворное влияние на рост социального потенциала района, повышение уровня жизни населения. Со сдачей в эксплуатацию дороги резко возрастет поток пассажиров и грузов в обоих направлениях. В выигрыше будут государство, частный бизнес, население района. Уже сейчас постоянную работу здесь получили более трех тысяч человек.
– Несколько лет я был безработным, перебивался случайными заработками, – сказал житель поселка Саксаульск Шектибай Айдарбеков. – И потому с нетерпением ждал, когда начнется строительство этой железной дороги. Моя мечта сбылась, и я в числе первых был принят на работу. Сегодня у меня стабильная заработная плата, а главное, моя семья уверена в завтрашнем дне.
Слова рабочего подтверждает и другой житель поселка Байбазар Калагаев, инженер-землеустроитель компании «Базис». По его словам, перед жителями открылись невиданные доселе возможности. Можно не только работать на строительстве и предприятиях железной дороги, но и открыть свое дело.
Одновременно в Саксаульске активно ведется строительство социальных объектов. Недавно заложен первый камень в основание нового детского сада на 280 мест. В 2014 году начнется строительство средней школы на 300 мест и нового типового здания железнодорожного вокзала. Сегодня на строительстве работают сто человек, минимальная заработная плата которых составляет 60 тысяч тенге. Специально для железнодорожников будут построены 64 двухквартирных жилых дома. Сейчас строители завершили более 60 процентов работ на 10 домах. Это значит, что очень скоро сюда въедут новоселы.
– Хотелось бы отметить, что сейчас каждый человек имеет воможность вы-брать дело по душе, – говорит С. Коп-тлеуов. – Здесь работу нашли сотни жителей не только Саксаульска, но и аульных округов Аральского, Казалинского и других районов, которые раньше больше привлекались на сезоные работы или перебивались случайными заработками.
В настоящее время на строительстве железнодорожной линии и объектов инфраструктуры работают более 500 строителей и механизаторов, 70 процентов которых – местные кадры. Задействовано 150 единиц специальной техники. На объектах работают 20 субподрядных компаний.
В ближайших планах – строительство объектов, которые будут оказывать услуги предприятиям железной дороги, а также объездной автомобильной дороги протяженностью 3,5 километра. Перемены к лучшему отмечаюти гости и жители поселка. Люди понимают, что строят для себя и своих потомков, а значит, на века.