• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

АВТОБУС: ЧТОБЫ МАРШРУТ БЫЛ ПРЯМЫМ

Казыбек КАМАЛУЛЫ
В конце декабря 2013 года в Кызылорду прибыли первые двадцать автобусов большой вместимости, вышедшие на один из центральных городских маршрутов.  Красивые большие машины, водители и кондукторы в специальной униформе сразу же привлекли внимание жителей и гостей города.
Не секрет, что до последнего времени общественный транспорт Кызылорды был полностью в руках частников. А частный предприниматель прежде всего заботится о получении прибыли – чем больше, тем лучше. Да и машины их не всегда отвечают элементарным техническим  требованиям. В итоге нередки случаи, особенно  в зимнее время, когда немало автобусов не выходит на линию. Отметим и то, что львиную долю общественного транспорта составляли (впрочем, и сегодня составляют) микроавтобусы, в которых нет никаких условий для пассажиров. Наиболее частые нарушения, которые допускают их водители, — перегруз: людей в буквальном смысле вталкивают в салон. Рейды дорожной  полиции оказать положительного влияния на ситуацию не могли.
С мертвой точки дело сдвинулось,  когда по инициативе руководства области был заключен меморандум с Европейским банком реконструкции и развития. В рамках соглашения в Кызылорду должны были прибыть сто современных автобусов большой вместимости. В сентябре 2013 года  было образовано  ТОО «Автобусный парк «Кызылорда». Тогда же в город прибыли первые двадцать автобусов.  
По словам заместителя директора ТОО по эксплуатации Акылбека Абильдаева, за время работы эти машины показали себя только с положительной стороны, внеся в жизнь нашего города что-то свое, новое.
С открытием автобусного парка на работу были приняты 80 водителей и кондукторов, для которых заблаговременно была сшита специальная униформа. За каждым автобусом закреплены два водителя и два кондуктора, которые работают по два дня. Всего вместе с инженерно-техническими работниками в товариществе работают 105 человек.
 Сегодня, по словам заместителя директора, налажен строгий контроль за продажей билетов. В салоне каждого автобуса установлена система GPS и камера видеонаблюдения. Диспетчеры в курсе того, сколько автобусов находится на линии вплоть до места их нахождения. Что касается камер, записи с них изымаются еженедельно и анализируются. Получается, что водители сами заинтересованы в том, чтобы не допускать нарушений.
Директор автобусного пар¬-
ка Ануар Накып ввел такое правило: на линии постоянно работают четыре ревизора, которые могут подвергнуть проверке любой автобус, причем делают это как на конечной остановке, так и в любой точке маршрута. Прежде всего они проверяют наличие у пассажиров билетов, работу кондукторов. Конечно, первые шаги давались нелегко, водители и кондукторы всячески старались противостоять новым правилам, но небольшие сдвиги тем не менее заметны. Постоянно проводятся плановые действия совместно  с городскими отделами ЖКХ и УВД по проверке соблюдения интервала движения, требований правил перевозки пассажиров.
И все-таки говорить о высокой культуре обслуживания пассажиров еще рано, поскольку замечаний и жалоб от пассажиров достаточно. Хотя, как говорит заместитель по эксплуатации, в этом направлении ведется большая работа. К примеру, специалисты разбирают поступившие жалобы, проводят с водителями и кондукторами специальные занятия, разъясняют им, как подъехать к остановке, как выезжать из «кармашка», как реагировать на жалобы и недовольство пассажиров.
К сожалению, нарушения имеют место. К примеру, регистрируются случаи, когда пассажирам не продают билеты. И совсем вопиющий факт произошел в марте, когда женщину, попросившую дать ей билет, водитель и кондуктор просто вытолкнули из автобуса.
— Да, такое было, — подтверждает зам.директора. – Эти люди были приняты на работу из резерва буквально за пару дней до происшествия. Они уволены. По этому факту проведено общее собрание коллектива. Потерпевшей пассажирке  принесены официальные извинения.
Между тем кондукторы должны обходить салон, продавать билеты, помогать пожилым людям садиться и выходить из автобуса. В этих автобусах, как известно, имеются специальные аппарели для инвалидов-колясочников. Кондуктор должен опускать их до уровня земли и поднимать, чтобы инвалид мог попасть в салон. Для объявления остановок есть специальные аудиозаписи, которые автоматически включаются, когда автобус подъезжает к ним. В салоне каждого автобуса на видном месте написаны номера телефонов руководства автобусного парка, акимата города и городского отдела дорожной полиции… А с 5 по 8 марта в салонах автобусов первых женщин-пассажиров работники автобусного парка встречали цветами – вот такое не совсем обычное для нас получилось поздравление.
Недавно по республиканским телеканалам прошла информация о том, что в пассажирских автобусах Шымкента установлена система WI-FI. Была такая система и в кызылординских автобусах. Однако пришлось ее снять, так как скорость интернета была очень слабой, а от пассажиров стали поступать жалобы на недостаточную загрузку. Надо сказать, для компании «Билайн», установившей систему в автобусах, это был своего рода пробный шар, за который они не брали денег с предприятия. А в настоящее время ведутся переговоры на предмет установки в автобусах другой, более мощной системы.
В этих автобусах всегда много пассажиров – они могут вместить до 70 человек. Кроме того, планируется установить систему видеонаблюдения, которая будет работать в режиме онлайн. Дело в том, что в салоне автобусов часто люди оставляют телефоны, сумки и другие предметы. Не раз были отмечены факты, когда люди благодаря системе видеонаблюдения смогли найти пропажу.
Как уже писали «КВ», новые автобусы работают на сжатом газе. Это сжатый метан, который в отличие от пропана не создает больших нагрузок для двигателя. По словам водителей, одной заправки полностью хватает на полноценную смену. Причем заправляют автобусы ночью — это обязанность дежурных водителей.
И все-таки «погоду» на городских пассажирских маршрутах все еще делают частники. Хотя и тут, по словам руководства автобусного парка, наблюдаются положительные сдвиги. Как говорит
А. Абильдаев,  сейчас большинство частных предпринимателей продают старые и покупают новые машины. Этому способствовало падение курса российского рубля, и люди массово стали пригонять российские машины, в том числе и автобусы. К слову, контроль за работой частного общественного транспорта также осуществляет «Автобусный парк «Кызылорда».
Ожидается, что до конца года к нам прибудут оставшиеся автобусы, закупленные в рамках меморандума. Они будут курсировать не только на центральных, наиболее загруженных маршрутах, но и на тех, которые обслуживают залинейную часть города. А частные машины, которые работают там сейчас, будут переводиться на другие маршруты. К слову, этот момент оговорен в уже подписанных соглашениях. Отметим, что некоторые автобусы, в зависимости от их технического состояния, которое определяет специальная комиссия, будут продолжать работать на тех же маршрутах. Преследуется и другая цель – свести до минимума количество микроавтобусов на городских маршрутах.
— Но и они без работы не останутся – город растет, появляются новые микрорайоны, – продолжает А. Абильдаев. — И поэтому уже сейчас планируем проложить туда новые маршруты. Причем, останутся лишь машины, техническое  состояние которых отвечает всем установленным требованиям.  
И напоследок такой факт. В районе Южной промзоны выделен земельный участок площадью свыше пяти гектаров. В настоящее время началась работа по его планировке, а дальше — строительство нового автобусного парка.  А из ближайших планов отметим подготовку удостоверений для инвалидов, участников Великой Отечественной войны и сопровождающих их лиц –  в автобусах они будут ездить бесплатно.
В целом, руководство автобусного парка находится на правильном пути. Этого курса надо придерживаться и дальше.
18-4-2015 18 апрель 2015 г. 0 0