• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДОБРОЕ ИМЯ И НЕЗАПЯТНАННАЯ ЧЕСТЬ

Прошло сорок дней, как нет с нами видного общественного и государственного деятеля Сейдалима Танекеева, много сделавшего для развития Приаралья и всего Казахстана.  
Старожилы области помнят  опубликованный в декабре 1962 года в главной газете того периода - «Правде» фельетон «Битая карта», после которого было полностью заменено руководство нашей области.
У ее руля встали кадры нового поколения. Первым секретарем обкома партии был избран 37-летний Мустахим Ихсанов, вторым секретарем – 38-летний Сейдалим Танекеев, председателем облисполкома стал Абен Аскаров.  Все они, а также  ряд членов бюро обкома партии (Каржаубай Жаркынбеков, Александр Шевцов) и областных руководителей (Аскар Туралин, Абдулла Избакиев и другие)  были приезжими, что поначалу вызвало со стороны местных должностных лиц  неоднозначную реакцию. Однако время все расставило по своим местам.
Вновь назначенные кадры не отгородились стеной от других,  а сразу взялись за дело, целиком и полностью погрузившись в проблемы, не жалея сил и энергии, активно включились в жизнь Приаралья.
Сейдалим Нысанбаевич, отвечавший за кадровую политику и развитие аграрного сектора в регионе, провел большую и скрупулезную работу. Первостепенное внимание уделялось подбору, расстановке и воспитанию руководящих кадров. Изучались деловые качества людей, им давались конкретные поручения, они проверялись на практических делах. Двери  первого и второго секретарей обкома партии были открыты для всех жителей области. Каждый мог запросто прийти к ним и высказать свое пожелание по любому вопросу.
Вот что вспоминает о том периоде народный артист Казахстана, художественный руководитель Государственного академического русского театра драмы имени
М.Ю. Лермонтова Рубен Андриасян, работавший тогда директором Кызылординского областного казахского драматического театра: «Обстановка была очень демократичной – помогала молодость руководителей… А с каким вниманием они умели слушать человека! Мне потом довелось ходить по коридорам власти в других областях – там обстановка весьма разнилась с тем, что было у нас в те годы в Кызылорде».
Во многом это – результат организаторской работы Сейдалима  Нысанбаевича, получившего  карт-бланш от своего непосредственного шефа – Мустахима Биляловича Ихсанова.
Именно в те годы были выдвинуты на ответственные должности по рекомендации С. Танекеева Нальхожа Ергешбаев, Максут Калыбаев,
Ким Дон Чер,  Елтай Куттыбаев,  Елеу Кушербаев, Аралбай Махамбетов,  Николай Подольских и другие, которые в дальнейшем полностью оправдали оказанное им доверие, показывая примеры добросовестного служения стране и родной земле.
Большая работа была проведена по мелиорации земель. Первый и второй секретари обкома партии практически пропадали на полях, строящихся каналах и сооружениях, каждодневно решая насущные проблемы строителей и аграриев.
В 1966-1970 годы было введено 46,1 тысячи гектаров инженерных земель,  реконструировано 2,2 тысячи гектаров. Площадь рисовых севооборотов к 1971 году достигла 62,3 тысячи гектаров.
Еще более впечатляющими были эти цифры в следующее пятилетие, когда посевы  риса достигли 97 тысяч гектаров.
На карте области появились Левобережный, Тогускенский и Казалинский массивы орошения, десятки центральных усадеб  населенных пунктов с комфортным жильем, очагов культуры, учреждений образования и здравоохранения. Не говоря о множестве объектов животноводства и зернового хозяйства (молочные комплексы,  откормочные площадки, зерновые тока,  элеваторы и другие).
Широкий размах получило жахаевское движение, что способствовало притоку в рисоводство большого отряда молодежи.
По роду своей деятельности С.Танекееву  приходилось рассматривать и персональные дела коммунистов. Он не жалел ни сил, ни времени, чтобы предельно объективно и справедливо определить судьбу людей со всеми их достоинствами и недостатками. Иногда приходилось изучать архивы большого срока давности, чтобы восстановить справедливость. Так, на заседании бюро обкома партии под председательством С.Танекеева от 30 октября 1969 года принято постановление по заявлению Л. Хван о посмертной реабилитации её отца Бо-Чер Хвана в партийном порядке.
Сейдалима Нысанбаевича я впервые увидел еще в детстве в домашней обстановке. Он с супругой – тетей Шурой, зам. председателя обл-
исполкома Зейнулла Жаркинбаев с супругой – Балкией апай после первомайской демонстрации пришли в гости к моему старшему брату  Аралбаю, тогда зам. зав.
орготделом обкома партии,  в дом по Журбе, 84. Гостей  угощали голубцами и домашним вином.
Гостей поразил сад, выращенный моим отцом. Вместе с фруктовыми деревьями там росли и цветы, и овощи, поэтому гости отведали свежей редиски и раннего зеленого лука прямо с грядок.   
Более того, гости  впоследствии стали пропагандистами этого сада. К отцу от их имени приезжало немало людей из районов. Они уво-зили с собой виноградные черенки, саженцы деревьев и семена цветов, получали необходимые консультации по садоводству.  
Вторая встреча с Сакеном ага произошла в поезде осенью 1972 года. Мы с однокурсником возвращались после летних каникул в Ленинград, а он с дочерью Аидой ехал в Москву. В вагоне были и слушатели Высшей партийной школы Евгений Харитонович Хан и Аблай Хангереевич Айдосов.
Дорога была длинной, и мы многое успели узнать о Сейдалиме Нысанбаевиче. После окончания средней школы оказался в первых рядах защитников Отечества на фронтах Великой Отечественной. Имеет орден Красной Звезды, ряд других боевых наград. После войны поступил на исторический факультет КазГУ. В 25 лет  уже работал в райкоме партии,  в тридцать - стал председателем райисполкома, более пяти лет был первым секретарем райкома партии в Талдыкорганской области.
Первые впечатления  от той поездки были следующими: хорошо знает историю и традиции казахского народа, здорово играет в шахматы и преферанс, любит пошутить, с развитым чувством самоиронии, великолепный рассказчик, обладает замечательной памятью, помнит детали и мелочи 30-40-летней давности.
Третий раз я встретился с Сейдалимом Нысанбаевичем летом 2007 года, когда он, находясь на пенсии, возглавлял республиканскую общественную организацию «Добровольное общество инвалидов Казахстана». В этот раз я в нем открыл топ-менеджера высокой пробы, душой болеющего за дело.
Сакен ага был и творческим человеком. Он автор нескольких учебных пособий и книг, в одной из которых есть следующие строки:  «Нам повезло жить на кызылординской земле целых двенадцать лет или один мүшел. Это благословенная земля! Нам по душе пришлись и вода, и ветер, поднимающий в небо столбы пыли, и даже местная мошкара. Мы были свидетелями того, как Кызылординская область стала крупнейшей рисовой житницей Союза…».
Последняя моя встреча произошла два года назад у него дома. Сакен ага уже  был прикован к постели. Несмотря на это, до последних минут своей жизни оставался оптимистом и жизнерадостным человеком.
Сейдалим Нысанбаевич прожил жизнь честно и достойно, оставив после себя много добрых дел и светлую память. Вот что говорят знавшие его люди.
Борибай Кульманов, бывший председатель партийной комиссии обкома партии: «Благодаря М.Ихсанову  и С.Танекееву  жахаевское движение молодых рисоводов вышло на Всесоюзную арену. Сейдалим Нысанбаевич был истинным интеллигентом-партийцем».
Идрис Калиев, бывший председатель облисполкома: «Сейдалим Танекеев был хорошим организатором и умелым руководителем. Был требовательным и принципиальным, не давал спуску провинившимся. Плодами труда М.Ихсанова, С.Танекеева, Х.Бектурганова в части развития мелиорации в регионе будут ещё пользоваться многие будущие поколения».
Танеш Оразов, бывший директор ОРСа Главриссовхозстроя: «Я на своем веку повидал немало чиновников. Достаточно сказать, что мне пришлось работать под началом девятерых первых секретарей обкома партии. Среди чиновников были разные люди. Мне кажется, что самым гуманным среди них был Сейдалим Танекеев,  мой ровесник. Всегда интересовался бытом и жизнью строителей-мелиораторов. Мы постоянно ощущали его
поддержку».      
Сейдалим Нысанбаевич с честью выполнил свою миссию – быть Человеком и Гражданином, оставив нам доброе имя и незапятнанную честь.   
Кенес МАХАМБЕТОВ, Астана.



18-5-2017 18 май 2017 г. 2 373 0