• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗА ЗДОРОВУЮ КОНКУРЕНЦИЮ

Алмат ПОСТАНОВ, 
заместитель руководителя Антимонопольной инспекции по Кызылординской области 
В Послании «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития  Казахстана» Глава государства подчеркнул, что один из десяти главных ориентиров социально-экономической модернизации экономики страны — индустриально-инновационное развитие Казахстана. При этом одним из основных факторов успешной реализации индустриально-инновационных проектов является формирование благоприятной конкурентной среды. 
За годы независимости благодаря политике Главы государства экономика Казахстана сделала рывок в своем развитии. Переход ее к рынку требовал активного государственного вмешательства в формировании здоровой конкурентной среды, поскольку именно ее наличие является обязательным условием построения эффективной экономической системы. Хотя конкуренция и связана с определенными издержками (усиливает социально-экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает потери экономических ресурсов от потери побежденных), вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений. 
Уровень развития конкуренции в отраслях экономики разрабатывается по итогам проводимых Агентством анализов товарных рынков.
На сегодня инспекцией выполнен ряд мероприятий, направленных на развитие конкуренции. По итогам 11 месяцев текущего года нами были проведены 24 анализа  товарных рынков, по итогам разработаны предложения по развитию конкуренции на рынках электроэнергетики, газа, угля, нефтепродуктов, строительных материалов, маршрутной конкуренции, фармацевтической отрасли и агропромышленного комплекса.
Между тем, в конкурентную среду из сферы естественной монополии выведены услуги интерконнекта, что в конечном итоге должно привести к снижению тарифов для конечных потребителей. К слову, высокие тарифы на интерконнект в Казахстане не изменялись на протяжении более 10 лет (16,98 тенге) и в 2-3 раза превышают тарифы стран СНГ и Европейского союза (5-6 тенге). Работа по сокращению сфер естественных монополий будет продолжена. Ни для кого не секрет, что нецелесообразное участие государства на конкурентных рынках является негативно влияющим фактором на развитие конкуренции в секторах экономики.
Государственные предприятия получают поддержку госорганов, что создает им дополнительные преимущества в конкурентной борьбе. В связи с чем для обеспечения доступа на рынки Агентством проводятся мероприятия по снижению участия государства в предпринимательстве (госпредприятия, АО, ТОО с государственным участием), рассматриваются ходатайства госпредприятий и юридических лиц с участием государства о предоставлении согласия на создание и дальнейшей деятельности госпредприятий.
Основными причинами отказов в дальнейшей деятельности госпред¬приятий стали наличие развитой конкурентной среды на рынках, где функционировали субъекты, и несоответствие видов их деятельности        законодательству.
Негативное влияние на степень диверсификации казахстанской экономики, темпы и сбалансированность экономического роста оказывают нарушения антимонопольного законодательства. К основным видам нарушений можно отнести злоупотребления доминирующим или монопольным положением, антиконкурентные соглашения, согласованные действия субъектов рынка, недобросовестная конкуренция, а также антиконкурентные действия госорганов, которые приводят к ограничению входа на рынок, ограничению выпуска продукции и, как следствие, к росту цен на товары.
Как показывает практика, одной из причин увеличения количества нарушений антимонопольного законодательства является низкая информированность предпринимателей относительно правил поведения, предусмотренных законодательством. Для решения этой проблемы требуется создание информационных условий, то есть адвокатирование конкуренции, в рамках которой антимонопольный орган активно пропагандирует действующее законодательство, разъясняя предпринимателям, что подлинная конкурентная борьба за потребителя должна осуществляться путем снижения цен и улучшения качества товаров.
Во-первых, подобная политика поддерживает систему правоприменения путем информирования участ¬ников рынка о содержании норм, что повышает их готовность использовать знания антимонопольного законодательства для защиты своих прав. Во-вторых, адвокатирование конкуренции улучшает информированность участников рынка о том, какие усилия будет прилагать антимонопольный орган для обнаружения нарушения и наказания нарушителя. И, в-третьих, адвокатирование конкуренции снижает возможность создания и применения госорганами норм, противоречащих духу конкурентной политики.
В заключение отмечу, что формирование здоровой конкуренции – это комплексная задача, которая стоит не только перед всеми государственными органами, но и перед самими субъектами рынка. Роль малого и среднего бизнеса в формировании конкурентных отношений является крайне важной. Благодаря своей способности к быстрому обновлению, он имеет возможность в целом составлять конкуренцию крупным компаниям, стимулировать их эффективность. 

№180-181 от 7 декабря 2013 07 декабрь 2013 г. 0 0