• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ СЕМЕЙНОГО ОЧАГА

«Прежде всего, необходимо уделять большое внимание воспитанию наших дочерей. Именно они – будущие жены, будущие матери, хранительницы домашнего очага… У нашего народа своя культура, свои традиции и обычаи. В народе особо подчеркивают: «Кыздың жолы жіңішке». Путь девушки, путь дочери – тонок, нельзя оборвать его…».
(Из Послания Президента РК Н.Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»).
 
Ботагоз АЖАРБАЕВА
ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ СЕМЕЙНОГО ОЧАГАКак-то в гостях стала свидетелем разговора двух женщин. Как это часто бывает, они активно обсуждали своих келинок. Выяснилось, что у одной невестка была прилежной, у другой, как призналась бабушка, «просто ужасной»…
– Моя Саулеша встает рано утром, готовит завтрак, убирается дома, – рассказывала Сара-апа.
– А «салем беру» (уважительный поклон старшим) она вам делает? – поинтересовалась женщина строгих нравов тетя Жамал. – Ну, конечно, как же без этого? У меня настоящая казахская келинка, она знает все наши обычаи и традиции, – с гордостью отметила Сара-апа.
– Да, тебе повезло. Моя же келинка – невоспитанная. Видимо, ее мать ничему не научила. Теперь самой приходится обучать всему, – с сожалением сказала вторая.
…Вопросы воспитания казахских девушек были актуальными во все времена. Как говорил великий Абай, плохое воспитание – печаль будущего, поскольку честь и достоинство девушки – это честь и достоинство всего народа.
По словам кандидата педагогических наук, профессора КГУ имени Коркыта-ата Хадишы Нугмановой, казахский народ окружал своих девочек особой заботой, любовью, но держал в строгости и послушании. Их воспитывали на основе уважения и почитания национальных ценностей, традиций предков.
– У казахов говорят: «Хочешь узнать нацию, узнай ее девушек», – подчеркнула педагог, – поэтому Кодекс девушек ставился всегда во главу угла. Чистота душевная и телесная всегда оберегала семью и была символом ее крепости.
По мнению Х.Нугмановой, в последнее время в народной педагогике, к сожалению, заметно снизилась роль матерей в вопросах подготовки своих дочерей к будущей семейной жизни. Недаром в народе говорят: «Анасына карап кызын ал» – «Бери девушку в жены, посмотрев на ее
мать». Издревле девушку, с детских лет помогавшей матери и по хозяйству, и в уходе за детьми,
начинали более активно привлекать к труду, обучать женским домашним ремеслам. К 12-13 годам она уже обладала всеми навыками ведения хозяйства, в этом возрасте начиналось воспитание с учетом всех этикетных норм, подготовка к замужеству.
Раньше в школе нам преподавали психологию и основы семейного воспитания. Тогда девочкам объясняли многие интересные вещи, о которых, честно сказать, большинство моих сверстниц впервые узнавало из уст педагогов. Было видно, что дома матери не ведут с ними разговоры на трепетные и важные темы. Увы, этот школьный предмет сегодня выпал из общеобразовательного процесса. А зря.
– Для родителей все дети одинаковы, – говорит 70-летняя пенсионерка Бибинур-апа, которая
выдала замуж двух дочерей, – но девочка должна знать, что и когда следует делать, живя по
казахским традициям. Этому должны научить их матери – лучшие для них наставницы.
Когда девушка попадет в другую семью, к ней будет строгий подход. Всё и все будут чужими. Намного легче станет, если она дома получила определенные навыки, как вести себя. К домашнему труду нужно приучать с детства, точно так же, как к приему гостей, общению,
обращению с родственниками. Раньше, конечно, было строже, все поступки невестки оценивались критически. Ведь она – представительница целого рода, семьи, от нее зависит, как сложатся отношения с новыми родственниками.
– Я тоже когда-то была келинкой, – продолжает моя собеседница, – и спрос с меня был очень строгий. Но мне удалось весь свой опыт, переданный мне матерью, применить в своей семейной жизни. Мне кажется, у меня это получилось. Я, в свою очередь, передала все свои навыки, любовь и терпение свои дочерям. Они сегодня тоже уважаемые невестки. Это и есть преемственность традиций, которая не должна прерываться.
По мнению Бибинур-апа, многие девушки, только выйдя замуж, совершают ошибки. Начинают вести себя грубо, показывают свой характер.
– Это неправильно, – говорит она, – нужно потерпеть немного, ведь в каждой семье свои особенности. Женщину с норовом нигде не будут принимать: ни в обществе, ни в семье мужа. Ведь у казахов говорят «замуж выходят за родственников супруга». Так нужно почитать их, со вре менем придет и к тебе уважение.
У меня тоже три невестки, двое из которых вообще ничего не умели делать по дому. Я относилась к ним, как к своим дочерям, ведь они тоже чьи-то дети. Многому их научила. Главное – взаимное уважение и терпение.
– В последнее время в обществе акцент делается, в первую очередь, на получение молодыми
профессиональных знаний, – говорит Х.Нугманова, – при этом забывается, что первостепенным
для человека всегда было и остается воспитание. «Враг человечества – получивший знания невоспитанный человек», – говорил великий мыслитель Аль-Фараби. Отсюда и все наши беды.
Несомненно, груз забот и обязанностей девушек очень тяжелый. Она – верная супруга, заботливая сноха, будущая мать.
Что бы ни говорили критики, народные традиции живы и успешно передаются из поколения в поколение. Одним из та ких своеобразных культурных центров сегодня является клуб благовоспитанных девушек «Кыз Жибек», созданный недавно при КГУ имени Коркыта-ата. Он призван воспитывать девушек в духе национальных семейных ценностей и традиций.
По словам руководителя клуба Назиры Аймахановой, сотни девушек уже изъявили желание стать членами женского сообщества.
–Нужно подчеркнуть, что инициатор создания таких клубов – Глава государства, – отметила Назира. – Президент всегда уделял особое внимание воспитанию казахских девушек. Сегодня женские клубы действуют в каждом регионе Казахстана. К нам девушки приходят с различными идеями и предложениями.
Не ожидала, что сегодня многих волнует проблема сохранения народной культуры, обычаев, устоев. Спектр интересующих вопросов широк. Это и религиозная тематика, и социальные вопросы, и семейное воспитание, и многое другое.
Безусловно, главой семейства у казахов во все времена был мужчина. Он был кормильцем, воином, защитником. Однако женщина-мать всегда занимала особое место. Она была не
только хранительницей семейного очага, воспитывала детей, но и являлась соратницей супруга, его советником. Не зря в народе говорят, что «хорошая женщина даже плохого мужчину сделает ханом». Именно от женщины зависит будущее семьи, состоятельность супруга. Ставшая матерью большого семейства и снискавшая всеобщий почет и уважение женщина преклонных лет имела порой гораздо больший авторитет, нежели глава семейства. Человеку, посягнувшему на авторитет матери, говорили: «Ананың ақ сүтін сыйла» – «Уважай молоко матери».
№182 от 10 декабря 2013 10 декабрь 2013 г. 0 0