Очередь на квартиры по государственной программе «Доступное жилье-2020» «забуксовала» из-за спекулянтов! Об этом заявило новое руководство единственного в стране банка жилстройсбережений.
Говорят, что в очередь за справедливостью многие лезут без очереди. Остальные потом ищут «крайнего». Не так давно руководство Жилстройсбербанка Казахстана приняло решение об ограничении переуступок жилищных депозитов. Теперь уступить свой договор о жилстройсбережениях можно будет только близким родственникам (родные и усыновленные дети, бабушки, дедушки, родные и сводные сестры/братья и суп-руги). Клиенты банка, участвующие в программе, заволновались. В Интернет- форумах и других социальных сетях вкладчики бан- ка пытаются выяснить друг у друга суть этого новшества и его последствия.
– Повода для паники нет, – говорит заместитель председателя правления ЖССБК Кадырхан БАЙМУХАМБЕТОВ. – Изменения по переуступкам не навредят тем, кто самостоятельно копит себе на жилье. Напротив. В очереди будет наведен порядок.
– Почему руководство банка решило ограничить круг лиц, которым можно уступить жилищный депозит?
– Потому что события начали развиваться не так, как мы рассчитывали. Когда свой договор можно было уступить (продать- прим. редактора) любому желающему, депозитами стали попросту торговать. А вместе с договором покупалось и место в очереди. Причем не последнее место, если учитывать систему подсчета баллов. В Интернете до сих пор есть объявления «Куплю депозит Жилстройбанка, желательно с высокой капитализацией». То есть, покупая такой депозит, человек, как правило, попадает в число первых на получение квартиры. А те, кто в течение продолжительного времени как положено откладывал средства с надеждой купить жилье по низким процентам, автоматически отодвигаются назад. Причем такая спекуляция на государственной программе приобрела достаточно распространенный характер. Одни заключали сразу несколько договоров, чтобы потом продать их подороже. Другие эти договоры покупали, и в числе первых покупали квартиру по цене ниже рыночной. А затем продавали ее уже совсем за другие деньги.
– А как вообще формируются пулы покупателей жилья среди вкладчиков? Почему перекупившие договор клиенты становились первоочередниками?
– Пулы формируются по принципу начисления баллов в зависимости от условий накоплений по конкретному договору. Здесь учитывается как протяженность времени, в течение которого клиент копил деньги, так и сумма самих накоплений. При таких условиях выгоднее было выкупить договор у кого-нибудь и набрать таким образом больше баллов. А это значит, купить себе право на квартиру и хорошее место в очереди. Таким образом, преимуществами программы могли воспользоваться более обеспеченные люди, отодвигая по-настоящему нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотя сама программа «Доступное жилье» как раз-таки призвана обес- печить жильем более уязвимые слои населения.
– То есть была нарушена социальная составляющая программы?
– Совершенно верно. Нередко получалось так, что у людей, которые долго копили сами, баллов набиралось меньше, чем у тех, кто просто выкупил один или несколько договоров. Согласитесь, это нечестно.
– Кто, как и когда обнаружил эту проблему? Были жалобы на нарушение очередности или что-то еще?
– Да. Самое большое количество возмущений пришлось на 2012 год. Когда в стране образовался, так сказать, «не-официальный», стихийный рынок жилищных депозитов. Договоры с Жилстройсбербанком стали предметом не только торговли, но и спекуляции. Как я уже говорил, объявления о купле-продаже депозитов можно было встретить всюду. Другие вкладчики прекрасно это видели и понимали, что их интересы ущемляются. Кроме того, это подрывало основную идею банка – развивать культуру накопления.
– С этим как-то пытались бороться?
– Да. Например, ограничивалось количество договоров, которые могут быть уступлены на одно лицо. А с 1 января 2013 года по Уступленным договорам стали по-другому подсчитывать баллы. Их стали считать НЕ С МОМЕНТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ договора, а ТОЛЬКО С МОМЕНТА УС-ТУПКИ. Но, скорее, это были полумеры, которые не смогли повлиять на ситуацию. Мы, члены правления банка, тоже не могли не обратить на это внимание.
Всесторонне изучив этот вопрос, мы и пришли к решению принять документ «Ограничения по переуступкам». Я считаю, что эта мера была необходима. Сложившаяся ситуация дискредитировала государственную программу и ущемляла права ее участников. Когда уступки происходят между близкими родственниками – это нормально, поскольку у них общая цель по улучшению жилищных условий семьи. Такое решение вопроса является обычной мировой практикой.
– Это решение банка люди назвали «долгожданным». Почему оно было принято лишь через 10 лет действия программы?
– Точнее сказать, через 2,5 года действия программы «Доступное жилье – 2020». А утверждена она в июле 2012 года. Пулы покупателей банк начал формировать с апреля 2011 года, когда еще действовала программа жилищного строительства на 2011-2014 годы. Так что справедливо говорить о двух с половиной годах действия этих условий, а не о 10 годах.
– Договоры тех, кто успел перекупить депозит до 11 ноября останутся в силе? Или очередность будет пересматриваться?
– Очередность по сформированным пулам пересматриваться не будет. Те заявления принимались без нарушений. И по тем условиям, которые действовали в то время. К тому же уступленные договоры использовались не только для участия в программе «Доступное жилье». Некоторые перекупали их для получения займов на покупку жилья на рынке.
– Чего еще вы ждете от принятой меры, кроме искоренения спекуляции жилищными депозитами?
– Это, несомненно, уменьшит очереди в филиалах банка. Дело в том, что сама процедура переуступки довольно непростая задача. Нередко они происходили между клиентами, находящимися в разных городах. Это создавало задержку в обслуживании людей в обоих пунктах. Потому что, пока проводятся операции по уступке, все остальные вынуждены ждать своей очереди на заключение договора.
– Просчитывало ли правление банка риски в плане ограничения переуступок? Ведь обходить установленные правила, наши люди умеют. Фиктивный брак, например? Или еще что-нибудь.
– Не думаю, что дело дойдет до фиктивных браков. Просто люди будут лучше понимать, что есть ТОЛЬКО ОДИН способ быстрее получить право на жилищный займ по ставкам до 5% годовых и больше набрать баллов по программе «Доступное жилье-2020». Способ простой – САМОСТОЯТЕЛЬНО накапливать жилстройсбережения. Желательно регулярными ежемесячными взносами.
– А предусмотрены ли какие-нибудь контрдействия к несоблюдению этого решения? Проверки переуступок, штрафные санкции за нарушения правил? Может быть, для таких случаев существуют административные наказания?
– Поскольку все действия по уступке могут совершаться только в банке, то банк не допустит нарушения требований о возможности уступок.
– Как быть человеку, который не может больше платить, а переуступить депозит некому (или никому не хочет)? Может ли он просто забрать свои накопления и на каких условиях?
– Конечно, забрать свои накопления и расторгнуть договор можно всегда. Вознаграждение банка также можно забрать, а премию государства можно забрать, только если человек копил более трех лет. Но я бы не советовал торопиться. Если кто-то временно не может накапливать, то никакого наказания за это нет. Можно сделать паузу и через какое-то время продолжить. В крайнем случае, можно просто уменьшить сумму договора, получить свои накопления и сумму жилищного займа по другой, более низкой ставке. Условия банка являются самыми оптимальными для улучшения жилищных условий. Просто нужно привыкать планировать свои долгосрочные потребности, опираться и на свои силы, и на советы банка. Тогда все получится. Систему жилстройсбережений придумали не мы. Это лучший мировой опыт Германии и многих других стран. Наш банк использует именно этот положительный опыт.
– В Казахстане 3,8% экономически активного населения – клиенты банка. Какие еще их ждут новости, касательно Программы «Доступное жилье-2020»?
– В настоящее время, совместно с сотрудниками Министерства регионального развития (МРР), мы работаем над изменениями, которые позволят четче определить круг лиц, наиболее нуждающихся в таких квартирах и условиях программы. Что касается наших клиентов, то далеко не все они приходят за доступным жильем. В 2013 году, например, только порядка 30% займов банка были использованы для выкупа жилья по разным госпрограммам. А наибольшая доля займов (70% из выданных в 2013 году) используется для других целей. Кому-то деньги нужны для покупки квартиры на вторичном рынке, кому-то для строительства дома или ремонта. Кто-то берет деньги для погашения ипотеки в других банках. И именно это направление – использование займов банка для различных целей улучшения жилищных условий – мы планируем развивать. Что касается именно системы жилстройсбережений, то она уже показала себя. Во-первых, никто из вкладчиков банка не пострадал, как это было когда-то в ситуации с дольщиками. Во-вторых, акиматы полностью получают оплату за построенное жильё. Потом на эти деньги строятся новые дома, уже для других вкладчиков, и нет риска, что это жилье будет сложно продать. В общем, все оценили, что система жилстрой-сбережений результативна и удобна. Это, можно сказать, «живая» схема сотрудничества.
– А какие планы у нового руководства банка?
– В настоящее время, по заданию председателя Совета директоров банка Куандыка Бишимбаева, мы активно прорабатываем вопросы, направленные на повышение качества обслуживания. Это искоренение очередей в наших офисах, обеспечение прозрачности всех процессов для участников системы жилстройсбережений. Также мы хотим внедрить современные методы дистанционного обслуживания. Все меры, которые нами планируются, должны коренным образом изменить имидж банка в глазах наших клиентов – граждан Казахстана. Это задача номер один для нового менеджмента банка, и она на строгом контроле управляющего холдинга «Байтерек». Некоторые меры уже приняты, большая часть в активной проработке. Нам нужно определенное время для прорыва, но мы постараемся в короткие сроки достичь результатов, разумеется, положительных.
– Что Вы еще можете сказать людям, которые сейчас паникуют в соцсетях от недостатка информации?
– Скажу, что мы хотим быть ближе к нашим клиентам, поэтому мы внимательно изучаем все жалобы и предложения с их стороны. Все члены правления лично принимают клиентов еженедельно. Кроме того, на официальном сайте банка планируется открытие их блогов. Так что будьте уверены, что все ваши вопросы и предложения не останутся без внимания. Ваши отклики нужны нам для улучшения нашей работы.
Возможно, скоро строить казахстанцам доступное жилье будут и частные строительные компании. Этот вопрос сейчас прорабатывается. Как бы там ни было, уверяет руководство Жилстройсбербанка, все под контролем. Программа однозначно будет с успехом развиваться, а традиционный вопрос: «Кто крайний?» будет задаваться в реальной очереди, а не в переносном значении.
Дополнительную информацию вы можете получить в АО "Жилстройсбербанк Казахстана” по адресу: г. Кызыл-орда, 4-й укрупнённый квартал, д.
№ 1, тел.: 26-26-64, 27-05-02, или
на сайте www.hcsbk.kz.
Call-centre: 8-800-080-1880
(звонок бесплатный).