Игорь ТИТЕНОК
На двух инвестиционных форумах «Байконур» довелось убедиться сколь сложна работа по привлечению инвесторов в регион. Сам форум — это только верхушка айсберга. До него проходят сотни встреч на самых различных уровнях, экспертные заключения собираются килограммами, анализируются идеи, предложения, проекты, в этот процесс вовлекаются министерства, национальные компании, фонды. После форума работа становится еще активнее, но уже по конкретным проектам. Значение всего этого для развития региона трудно переоценить — понятно, что создание в области горнометаллургического кластера, открытие крупных системообразующих предприятий вряд ли возможно без организации масштабного частно-государственного партнерства. Можно уверенно сказать, что практически все кызылординцы с надеждой наблюдают за проведением инвестфорумов «Байконур», связывая с ними собственные перспективы.
Грандиозные проекты, которые нам предстоит реализовать, конечно, завораживают, и в экономическом плане, безусловно, сделают нашу область передовой, но только при непременном условии, о котором постоянно повторяет аким области Крымбек Кушербаев – при массовом развитии малого и среднего производственного бизнеса. А вот с этим у нас пока не все блестяще, хотя в экономике области есть немало свободных ниш для малого и среднего бизнеса именно производственного плана. К примеру, производство питьевой бутилированной воды.
Если судить по темпам роста потребления бутилированной воды в Казахстане (в 2001 году – 9 литров на человека, в 2006 – 24, а в 2013-м уже приближаемся к 50 литрам), то мы достигли уровня восточно-европейских стран, а к 2020 или чуть позже достигнем сегодняшнего уровня Германии – 100 литров.
Даже если исходить из нынешнего уровня потребления бутилированной воды в Казахстане, то потребности нашей области в ней – это округленно (700 тысяч населения умножить на 50 литров) 35 тысяч тонн воды в бутылках. Единственное предприятие, выпускающее бутилированную воду в Кызылорде, – завод «Агжан су», в квартал оно производит чуть больше трехсот тонн негазированной воды в таре 0,5, 1, 1,5 и 5 литров. Это значит, что в год 1200-1300 тонн. Этот завод на рынке меньше года и только набирает обороты, в перспективе он удвоит и утроит выпуск бутилированной воды, но это без учета постоянного роста регионального рынка, составляет лишь его десятую часть, а на девять десятых эта ниша остается свободной. Точнее, она активно заполняется производителями воды из Алматы, Шымкента, Актобе, Кокшетау. Сегодня средняя по Казахстану цена бутилированной воды – 60 тенге за литр, а это значит, что местные предприниматели без боя отдают рынок объемом более двух миллиардов тенге. А лет через десять объемы удвоятся, но местный рынок будет занят брендами других областей, к которым уже привыкают кызылординцы.
Может быть, производители бутилированной воды в названных выше регионах страны имеют неоспоримые преимущества перед кызылординскими предпринимателями? Возможно там производят оборудование для очистки и розлива воды, выдува пэт-бутылок? Нет. Это все завозится из Китая по цене равной и для кызылординца, и для кокшетаусца. Расчеты показывают, что себестоимость производства этого товара в Кызылорде даже ниже, чем в Алматы и Актобе, потому что аренда или строительство цеха у нас обойдется дешевле, чем, например, в южной столице, как минимум, в два раза.
У потенциальных кызылординских производителей бутилированной воды есть еще один неоспоримый плюс по сравнению с производителями из других регионов страны – это несравненно меньшие транспортные расходы. У местных предпринимателей логистика проста донельзя: цех – прилавок.
Таким образом, у кызылординца по сравнению со своими коллегами в других областях в этом деле есть стартовая фора от десяти до двадцати процентов.
Может, причина того, что мы без намека на борьбу сдаем столь перспективный рынок, в том, что у нас крайне мало воды, пригодной для розлива в бутылки? Опять - таки нет, потому что одних только запасов воды Кызылжарминского месторождения хватит, чтобы весь Казахстан обеспечить бутилированной во-дой. А у нас в области таких подземных морей пять и мелких полсотни. К тому же надо откровенно признать, что нынешние правила и технологии очистки воды в принципе не требуют изначально хорошего источника. Пяти, шести и даже семиступенчатые системы очистки воды на выходе из любого сырья дают продукт, соответствующий стандарту питьевой воды, принятому в той или иной стране. Таким образом, в части исходного сырья (воды) кызылордин-ские предприниматели находятся на равных с любыми другими производителями бутилированной воды в Казахстане.
Давайте рассмотрим другие возможные причины, почему этот бизнес у нас серьезно не развивается. Может, он требует значительных инвестиций и долго окупается? По опросу владельцев средних цехов по розливу питьевой воды в Казахстане, выходит, что «отбить» свои деньги им удалось за 24-36 месяцев. Разница в сроках объясняется состоянием местного рынка на момент вы-хода на него и личными качествами предпринимателя.
Тот же опрос показывает, что «входной билет» на этот рынок стоит в Казахстане 120 тысяч долларов. Собственно линия по розливу воды стоит 20 тысяч долларов, аренда цеха – 5-10 тысяч, зарплата – 10 тысяч, мебель, оргтехника, транспорт – 15 тысяч, накладные расходы, вода, тара, электроэнергия – 30 тысяч, сертификаты качества, производства – еще 5 тысяч долларов. Если у вас есть своя скважина и помещение, то цена билета будет еще меньше.
Сумма, близкая к двадцати миллионам тенге, конечно, в бытовом плане весьма значительна, но для бизнеса, особенно среднего, – это небольшие инвестиции. Много дороже стоит построить очередную тойхану – самый развитый средний бизнес в наших краях. Будем откровенны: в Кызылорде наберется сотня предпринимателей и граждан из других сословий, которые могли бы без кредита, как говорится, из кармана начать такой бизнес, но почему-то этого не делают. Тому есть причины. Живет в Кызылорде хорошо многим известный предприниматель, который часто берется за бизнес, во всем мире и в нашей стране доказано, доходный, а он его делает убыточным. Так было у него и с производством бутилированной воды. Бизнесмен выбрал источник воды на краю области и тем самым обрек себя на транспортные расходы выше, чем у конкурентов из Южно-Казахстанской области. Вдобавок к этому он почему-то пошел на использование очень дешевого и мутного сырья для производства тары. Вопреки всем мировым производителям бутилированной воды, использующим сине-голубые тона на этикетке, он сделал свою желто-коричневую. Вода была хорошая, но покупателю она казалась мутной и желтой. Нет ничего удивительного, что при таком наборе ошибок дело закончилось ничем.
У нас в области, где малый и средний бизнес развивается нередко на примере соседа, такой неудачный опыт стал чем-то вроде табу на этот бизнес.
Развивать производство бутилированной воды в нашем регионе выгоднее, чем в других областях страны, еще и потому что у нас значительная часть населения занята на работах вахтовым методом в компаниях-недропользователях, их подрядных организациях. Дело в том, что там уровень потребления бутилированной воды на человека в несколько раз выше, чем в среднем по Казахстану и даже больше, чем в Германии. Даже сейчас, в холода, на промыслах уходит полторашка на человека в день, а летом поглощение бутилированной воды удваивается.
К сожалению, самый емкий сегмент регионального рынка бутилированной воды сегодня занят производителями из других регионов страны. Наш единственный производитель пока не может даже участвовать в тендерах по закупу этого товара. Дело в том, что питьевую воду в нефтянке и атомпроме закупают двух видов: с газом и без. Местный завод пока не имеет линии для выпуска газированной воды и потому уступает этот рынок коллегам с юга, севера и запада.
Казалось бы, надо срочно запускать еще одну линию и теснить конкурентов. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Газированная вода стремительно уходит с рынка. В 2005 году в Казахстане газированная питьевая вода составляла 84 процента рынка бутилированной воды, а в этом году уже менее 40 процентов. При такой тенденции и настойчивых рекомендациях врачей, глядишь через пару лет газировка исчезнет из заявок недропользователей. Вот наш производитель и задумался, а стоит ли сейчас покупать еще одну линию. Хотя, если он это сделает, то есть шанс, что появится местный производитель не только газированной воды, но и таких же напитков. Это уже другой, еще более масштабный по деньгам рынок, куда местные предприниматели даже еще не глядели.
Несмотря на все сказанное выше, есть данные, которые внушают осторожный оптимизм – растет число предпринимателей, которые занимаются поставкой воды в квартиры и офисы в больших (19 литров) многоразовых бутылях. Чтобы начать такой бизнес, денег нужно значительно меньше: оборудование стоит 25 тысяч долларов, не надо выдувать собственную тару, заказывать этикетки и делать другие расходы. По области таких производителей уже более десяти. Есть надежда, что часть из них вырастет, станет производить бутилированную воду.