• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

БЛЕСК ЛУНЫ В БРАСЛЕТАХ И КОЛЬЕ

София АЛДАМЖАРОВА
Увидев оригинальные колечко и браслет из серебра явно ручной работы на своей подруге, поинтересовалась, где она его купила? Каково было мое удивление, когда узнала, что заказать украшения по индивидуальному эскизу можно у мастера из Жалагаша. Звать его Нуржан Омаров. Работает в районном Доме школьников, ведет кружок «Юный ювелир».   
Молодой мастер обучался азам ювелирного искусства в  Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства им. О. Тансыкбаева. Интерес к ювелирному искусству у Нуржана появился еще в школьные годы, он собирал газетные вырезки об известных ювелирах, постигал теорию по книжкам в библиотеках. Парень без труда поступил в колледж прикладного искусства, окончив его на «отлично». Еще студентом подрабатывал в ювелирной фирме «Алтын сапа», именно там сделал свои первые авторские ювелирные изделия, научился азам профессии.
Особенно хорошо у мастера получаются украшения в национальном стиле. Отбоя от заказчиков нет, многие девушки хотят покрасоваться в оригинальных украшениях ручной работы. Нуржан предпочитает работать с серебром и мельхиором.   
– Излюбленным материалом казахских зергеров было серебро, –
говорит ювелир. – Отмечу, что практически все ювелирные изделия несли в себе не столько декоративную, сколько магико-защитную функцию, причем смысловым значением были наделены и форма, и орнамент, и материал. Блеск серебра у казахов ассоциировался с лунным светом, его наделяли различными магическими свойствами. Не случайно в воду для купания ребенка по сей день бросают серебряные кольца и монеты.
Как признается ювелир, гораздо проще  работать с золотом. Серебро –
капризный металл, он быстро окисляется, поэтому его сложнее паять. Многие ювелиры отказываются с ним работать, тем не менее, Нуржан работает с этим металлом и творит чудеса. Но мастеру необходимы усидчивость, терпение и вдохновение. А черпает его Нуржан в необъятных просторах Интернета, какие-то узоры и формы придумывает сам, иногда идеи приходят даже во сне.
– Ювелирное искусство занимает особое место в истории казахской национальной культуры. В нем ярко отражены идеалы народа, его вкусы, – рассказывает Нуржан. – Раньше зергеры могли изготовить не только женские украшения, но и детали для костюма, туалетные принадлежности, декор для юрты, музыкальных инструментов, оружия, конского
снаряжения...
Кстати, специальные принадлежности для изготовления ювелирных изделий помогло приобрести руководство Дома школьников. Изыскали спонсорские средства. А сейчас хлопочут о жилье молодому ювелиру.
– Первые его изделия купили мы сами, – говорит руководитель Дома школьников Гульжанат Басанова. – Хотели поддержать молодое дарование. К тому же кольца, браслеты и колье ручной работы оригинальные и очень красивые. Сейчас Нуржану поступает немало заказов от жалагашских женщин. Думаю, что в будущем география будет расширяться, работы нашего мастера вызывают интерес и в других районах.      
– Казахские зергеры часто работали в одиночку, передавая мастерство по наследству, – улыбается Нуржан. – Но так как наследниками я еще не обзавелся, то с удовольствием преподаю азы искусства своим ученикам.
Их у ювелира четверо, это школьники. На первых порах ребята учатся делать заколки, браслеты, а далее от простого – к сложному. Один из учеников мастера  учащийся школы № 201 Ерболат
Сейфолла.
– Я учусь делать простые украшения, – говорит школьник. – Мне нравится придумывать дизайн изделий, узоры для них, вполне возможно, увлечение перерастет в настоящую профессию.  
Кстати, к драгоценным и полудрагоценным камням у жалагашского мастера особое отношение. Он знает многое об их свойствах.   
– Существовало мнение, что жемчуг лечит бельмо, коралл оберегает от порчи и наговора, янтарь лечит зоб, перламутр защищает от злого языка и одновременно способствует жизненному благу, бирюза приносит счастье, – говорит Нуржан. – Наибольшей популярностью пользовался сердолик, считавшийся камнем благоденствия и радости. К сожалению, пока приходится работать с искусственными камнями. А в планах, конечно же, поработать с настоящими.   
– Раньше ювелиры все делали вручную, теперь многие процессы автоматизировались. Правда, ручной труд все равно ценится больше, – продолжает мастер. – Очень хотелось бы, чтобы на земле Сыра, богатой на таланты, это искусство получило второе дыхание.  
– А как рождаются работы, как появляется идея? – спросила я.
– Процесс творения проходит по-разному, – ответил Нуржан. – Часто я отталкиваюсь от темы: музыка, природа, литература. Влияет и настроение… А потом либо делаю эскиз, либо нахожу камень, который отвечает моей задумке. Иногда камень сам подсказывает, что с ним делать. Я вкладываю в свой труд  частичку души и положительную энергию, с плохими мыслями ничего делать нельзя.
Кстати, руководство Дома школьников сумело собрать под одной крышей творческий альянс –
ювелиров, художников, скульпторов. К примеру, Жасулан Бекмолдаев занимается резьбой по дереву. Его деревянные скульптуры пользуются большим спросом у любителей. Динара Тлеулиева – мастер по вышиванию. Она неоднократный призер республиканских
конкурсов.
19-02-2015 19 февраль 2015 г. 0 0