• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

У КАЖДОГО СВОЯ ДОРОГА

У КАЖДОГО СВОЯ ДОРОГА 
Когда в аульной семье случается проблема «отцов и детей», ведет мужик сына в мечеть. Слушать, как со старинного мынбара имам рассказывает о счастье земном и небесном, о радости бытия и строгости закона. О Создателе и созданном им мире. Обо всем на свете. И то, что не мог отец понять в сыне, станет ему понятно. И то, чего не видел в отце сын, станет видно ему как на ладони.

Когда на улице поселка Жалагаш встречаешь Дюйсенгазы Музанбекова, имама мечети Иманкула, в одежде светской, священнослужителя выдают в нем лишь глаза. Глаза человека, познавшего мудрость жизни. И каждый раз во время моих визитов к нему он удивляет меня все больше. В этот раз мы, правда, сидим в его комнатке при мечети, и он делится радостными новостями. Когда крестьяне района соберут урожай и можно будет, не отрывая никого от дел, устроить праздник, люди будут отмечать столетие мечети Иманкула.

- Как это столетие, - удивляюсь я, - дата образования поселка Жалагаш год 1937?

- Все верно, - улыбается Музанбеков. - Только раньше, чем поселок возник, строили люди здесь железнуюдорогу.

Когда в самом начале прошлого века строили в присырдарьинских краях железную дорогу сообщением Оренбург-Ташкент, возле нее стали селиться семьи землекопов, тяжелоносов, первых путевых обходчиков. Казахские семьи, главы которых, пожалуй, впервые узнали, что такое оплачиваемый труд. Мужики, запросто назвавшие русского человека «братом». Вместе с русскими железнодорожниками и строителями в степи появились и российские купцы. Открыл лавку при станции на месте нынешнего Жалагаша один из них. Много добра купчина делал местным жителям. Принимал для посола у них дарьинскую рыбу. Отстроил ледник. Менял шкуры зверя дикого, а тогда в камышах у реки водились и тигры, и барсы, и коты-манулы, на мануфактуру. Давал в долг бабам сахар и муку. Детишкам привозил сярмарок лубочные картинки и свистульки. Жил, в общем, с народом по-божески. И в приказчики себе взял парнишку местного, Иманкула, ценил его как хорошего толмача, работника расторопного, платил ему исправно. А когда уезжал торговый человек на родину, продал он Иманкулу лавку.

Иманкул торговал честно, народ его уважал. И когда на сходе аксакалов решено было на несколько селений возводить мечеть, пошли старики к нему с поклоном. И Иманкул часть своего богатства пожертвовал на строительство. С тех пор мечеть, которую так и назвали «мечетью Иманкула», стоит целый век.

- За дочь Иманкула, Кадишу, посватался сын Калжан-ахуна, одного из самых первых образованных людей края, мечеть и медресе которого расположены в десятке километров от Жалагаша, - рассказывает Дюйсенгазы Музанбеков. - И Иманкул отдал дочь за Магумара. Породнился с семьей человека, отдавшего всю жизнь служению вере и просветительству.

Мечеть переживала и хорошие, и плохие времена. Забирала ее власть Советов под клуб и склады, некоторое время она просто стояла закрытой на амбарный замок, и лишь с 1992 года служит здание по своему первоначальному назначению постоянно.

Самым серьезным браком у жителей Жалагашского района считается тот брак, что освящен в местной мечети.

- Что, так просто можно прийти к вам и пожениться? - спрашиваю я имама.

- Нет, - качает головой тот, - просто «прийти и пожениться» нельзя. К принятию брачных уз нужно быть готовым. И объясняет мне «на пальцах», что прежде человека должна посетить любовь. - Когда ко мне приходят пары, желающие пройти через обряд освящения брака, я их спрашиваю: любят ли они друг друга. Я прошу их подумать, действительно ли они хотят до конца жизни быть рядом, жить в добре и согласии, иметь общих детей. Всему свое время. Человек должен созреть для любви, и именно она его должна привести к браку. Сама подумай, ведь это очень серьезно, когда люди клянутся всю оставшуюся жизнь быть верными и уважать друг друга и в радости, и в горе. Бывает, пары, подумав, отказываются от затеи создать семью. А тем, кто уверен друг в друге, я всегда говорю при обряде, что отныне их земная любовь называется любовью светлой. В эти моменты часто видно, как трансформируется душа человека, как новое ощущение ееокрыляет.

В пятницу в мечеть приходит много молодежи, и Дюйсенгазы Музанбеков с мынбара, это такой удобный «трон», сделанный из дерева, держа в руках асатаяк, произносит «уаз» - «проповедь». Бывает, монолог переходит в диалог. Они очень хорошо умеют слушать друг друга - имам и юные прихожане. О чем можно говорить?

- Уаз - это прежде всего проповедь этического характера, - объясняет имам. - Как бы тебе сказать проще, мы пытаемся ответить на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Человек в молодом возрасте уже твердо должен знать, что приемлемо для общества, а что нет. Читаем Коран, делимся своими размышлениями о прочитанном. Может быть, ты не знаешь, но все науки, которые изобрело человечество, уже были заключены внутри Корана. Астрономия, география, история. Эмбриология, ты спрашиваешь? Да, и эмбриология. И политика тоже. И нынешняя политика нашей независимой страны, и путь ислама - параллельны. У них цель главная - единство народа и его покой.

Как странно, мы гадаем, каким боком повернуть молодежную политику, чтобы молодежь услышала то, что мы ей хотим сказать, а к священнослужителю она приходит, чтобы получить ответы на все свои вопросы, решить проблемы.

«Бог каждому дал свою дорогу, и надо ее пройти» - аксиомой, когда-то оброненной имамом, я пользуюсь всегда, когда силы на исходе. И мечтаю о любви светлой. И боюсь ее. И еще мне очень хочется знать, что все-таки в этой жизни хорошо, а что плохо. Усовершенствуем аксиому: «Бог дал каждому свою дорогу, и надо ее пройти, чтобы все это познать». Сто лет назад отстроил Иманкул свою мечеть. Давным-давно нет человека, а люди его помнят. Значит, на дороге, данной Богом, нужно еще и след оставить...
Наталья ДЕНИСОВА.
19 июля 2008 19 июль 2008 г. 0 0